В статье рассматриваются психофизиологические предикторы склонности к интернет-зависимости (СИЗ) и их влияние на креативность и способность к саморегуляции. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью психологических механизмов, лежащих в основе СИЗ, а также ее негативным влиянием на эффективность обучения в высшей школе по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи СИЗ с психометрическими характеристиками успешности обучения, креативности и способности к саморегуляции в зависимости от факторов личности, экстернальности и интернальности локуса контроля.
В исследовании приняли участие 132 студента (55 женщин) старших курсов и аспирантов МФТИ и НГУ в возрасте от 21 до 44 лет, обучающихся по инженерным и научно-исследовательским специальностям. Испытуемые проходили психологическое тестирование уровня СИЗ по шкалам использования в быту и в образовании; креативности по факторам беглости, пластичности, разработанности и оригинальности решения невербальной когнитивной задачи; способности к саморегуляции; пяти факторов личности и локуса контроля по факторам экстернальности и интернальности. Сравнение групп мужчин и женщин не выявило половых различий ни по одному психометрическому показателю. Поскольку в группе женщин уровень адаптивного интеллекта зависел от фазы нейрогормонального цикла, данные женщин были исключены из дальнейшего анализа. Корреляционный анализ данных мужчин установил отрицательную взаимосвязь СИЗ со способностью к саморегуляции по фактору «гибкость» и с уровнем креативности по фактору «оригинальность» решения когнитивных задач.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Интернет-зависимость становится все более распространенной пробле мой, затрагивающей людей разных возрастов и социальных групп. Несмотря на то что существует множество исследований интернет-зависимости, понимание психологических факторов, предрасполагающих к ее развитию, остается неполным. Избыточное использование Интернета вызывает усталость [11], головную боль [23], снижение способности к произвольному самоконтролю поведения и эмоций [24] и такие проблемы психического здоровья, как депрессия и тревожность [22].
Список литературы
1. Князев Г. Г., Митрофанова Л. Г., Бочаров В. А. Валидизация русскоязычной версии опросника Л. Голдберга “Маркеры факторов “Большой пятерки” // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 5. С. 100-110. EDN: MULXCL
2. Моросанова В. И., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предиктор ов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135. EDN: WIALHV
3. Эффективность когнитивной деятельности и психоэмоциональное напряжение в разные фазы менструального цикла / О. М. Базанова и др. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. 2013. Т. 99. № 7. С. 820-829. EDN: QIWNPF
4. Arahuete L., Pinazo D. The effect of mindfulness training on the self-regulation of sociomor al. thoughts // Psychological Reports. 2024. Vol. 127. № 6. P. 2898-2917. DOI: 10.1177/00332941221146702
5. Are males more likely to be addicted to the internet than females? A meta-analysis involving 34 global jurisdictions / W. Su et al. // Computers in Human Behavior. 2019. Vol. 99. P. 86-100. DOI: 10.1016/j.chb.2019.04.021
6. Beard K. W.Internet addiction: a review of current assessment techniques and potential assessment questions // CyberPsychology & Behavior. 2005. Vol. 8. № 1. P. 7-14. DOI: 10.1089/cpb.2005.8.7
7. Ciurczak F. M., Smith E. Dogmatism, age and change: a perspective of a nurse practitioner program // The Journal of Nursing Education. 1984. Vol. 23. № 9. P. 374-379.
8. Digital isolation and dementia risk in older adults: longitudinal cohort study / C. Deng et al. // Journal of Medical Internet Research. 2025. Vol. 27. P. e65379. DOI: 10.2196/65379 EDN: SKICVE
9. Erasing fear memories with extinction training / G. J. Quirk et al. // The Journal of Neuroscience. 2010. Vol. 30. № 45. P. 14993-14997. DOI: 10.1523/JNEUROSCI.4268-10.2010
10. Estrogen predicts multimodal emotion recognition accuracy across the menstrual cycle / D. Jang et al. // PLoS One. 2024. Vol. 19. № 10. e0312404. DOI: 10.1371/journal.pone.0312404 EDN: CHBVOB
11. Internet addiction, fatigue, and sleep problems among adolescent students: a large-scale study / A. Bener et al. // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. Vol. 17. P. 959-969. DOI: 10.1007/s11469-018-9937-1 EDN: JTMRSA
12. Izadpanah S., Charmi M. The effect of social networks on academic self-handicapping with the mediating role of self-regulatory learning strategies and academic achievement among EFL students // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 987381. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.987381 EDN: MNYFWR
13. Kirton M. Adaptors and innovators: A description and measure // Journal of Applied Psychology. 1976. Vol. 61. № 5. P. 622-629. DOI: 10.1037/0021-9010.61.5.622
14. Libbrecht N., Lievens F., Carette B., Côté S. Emotional intelligence predicts success in medical school // Emotion. 2014. Vol. 14. № 1. P. 64-73. DOI: 10.1037/a0034392
15. Moderating effect of trait mindfulness in the association between problematic social media use and anxiety among Lebanese university students / F. Fekih-Romdhane et al. // The Primary Care Companion for CNS Disorders. 2024. Vol. 26. № 2. P. 23m03664. DOI: 10.4088/PCC.23m03664 EDN: KAJWZP
16. Pearl P. L. The neurology of creativity: 2023 hower lecture // Annals of the Child Neurology Society. 2024. Vol. 2. № 1. P. 6-14. DOI: 10.1002/cns3.20067 EDN: YLUACW
17. Peterson D. R., Pattie M. Think outside and inside the box: The role of dual-pathway divergent thinking in creative idea generation // Creativity Research Journal. 2024. Vol. 36. № 2. P. 272-290.
18. Productivity loss due to menstruation-related symptoms: a nationwide cross-sectional survey among 32 748 women / M. E. Schoep et al. // BMJ Open. 2019. Vol. 9. № 6. P. e026186. DOI: 10.1136/bmjopen-2018-026186
19. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied. 1966. Vol. 80. № 1. P. 1-28. DOI: 10.1037/h0092976
20. Student characteristics and behaviors at age 12 predict occupational success 40 years later over and above childhood IQ and parental socioeconomic status / M. Spengler et al. // Developmental Psychology. 2015. Vol. 51. № 9. P. 1329-1340. DOI: 10.1037/dev0000025
21. The adaptive ability performance test (ADAPT): A factor analytic study in clients with intellectual disabilities / F. Jonker et al. // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. 2023. Vol. 36. № 1. P. 3-12. DOI: 10.1111/jar.13044 EDN: NKUWSW
22. The association between pathological internet use and comorbid psychopathology: a systematic review / V. Carli et al. // Psychopathology. 2012. Vol. 46. № 1. P. 1-13. DOI: 10.1159/000337971
23. The potential impact of internet and mobile use on headache and other somatic symptoms in adolescence. A population-based cross-sectional study / R. Cerutti et al. // Headache. 2016. Vol. 56. № 7. P. 1161-1170. DOI: 10.1111/head.12840 EDN: IAFKDK
24. The relationship between social support and smartphone addiction: the mediating role of negative emotions and self-control / G. Zhong et al. // BMC Psychiatry. 2025. Vol. 25. № 1. P. 167. DOI: 10.1186/s12888-025-06615-8 EDN: KEFEEC
25. Tobore T. O. On the theory of mental representation block: a novel perspective on learning and beha vior // Communicative & Integrative Biology. 2021. Vol. 14. № 1. P. 41-50. DOI: 10.1080/19420889.2021.1898752 EDN: HDQGJI
26. Torrance E. P. Predictive validity of the Torrance Tests of Creative Thinking // The Journal of Creative Behavior. 1972. Vol. 10. P. 236-252. DOI: 10.1002/j.2162-6057.1972.tb00936.x
27. Yamada K., Kubota Y., Paré C., Takeda T.Internet addiction belief, but not Internet use time, is independently associated with menstrual pain severity and interference to social life among adolescents: a cross-sectio nal study // British Journal of Pain. 2021. Vol. 15. № 3. P. 302-311. DOI: 10.1177/2049463720959377 EDN: JBIIJV
28. Zhang Ye. Z., Peng T., Rao Y., Jia P. W. Effects of physical activity on smartphone addiction in Chinese college students-chain mediation of self-control and stress perception // BMC Public Health. 2025. Vol. 25. № 1. P. 1532. DOI: 10.1186/s12889-025-22720-5
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель статьи - обобщение результатов ранее проведенных исследований на тему личностных коррелятов цифровой зависимости. Основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 694 респондентов в возрасте от 10 до 69 лет. В исследовании использованы опросник APA для оценки зависимости от видеоигр, опросник зависимости от смартфона (автор - В. П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), короткая версия опросника прокрастинации (авторы - В. П. Шейнов, А. С. Девицын), русскоязычная версия Госпитальной шкалы тревоги и депрессии / Hospital Anxiety and Depression Scale - HADS (адаптация М. А. Морозовой и др.), шкала агрессивности Х. Ю. Айзенка.
Проведенное исследование выявило, что зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр у русскоязычных испытуемых положительно взаимосвязаны между собой, а также с такими проблемными личностными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация и проблемы со сном.
Установлены гендерные различия: мужчины чаще демонстрируют зависимость от видеоигр и более продолжительное ежедневное участие в играх, тогда как у женщин выражены зависимость от социальных сетей и зависимость от смартфона, а также более высокие показатели тревожности и прокрастинации. Уровень депрессии и проблемы со сном одинаково проявляются у представителей обоих полов. С возрастом в целом большинство негативных качеств усиливаются.
Теоретическое значение полученных результатов заключается в осознании того, что разные виды зависимости (от смартфона, социальных сетей и видеоигр) формируют триединую концепцию, которую можно определить как проблемный комплекс цифровой зависимости. Он включает в себя зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей и зависимость от видеоигр, которые взаимосвязаны между собой и с такими проблемными характеристиками, как тревожность, депрессия, агрессивность, прокрастинация, проблемы со сном и продолжительность ежедневного участия в видео- играх.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в разработке программ профилактики цифровой зависимости среди учащихся и студентов.
Эффективность интегрированного обучения детей с двигательной патологией определяется адекватностью условий среды с целью реализации потенциальных возможностей развития. В настоящее время важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной среды, специальные психолого-педагогические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении. Для реализации этой задачи используется целый комплекс мер, прежде всего тесное сотрудничество с родителями.
В статье рассматриваются современные исследования психологического сопровождения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их семей. Обозначены работы, в которых психолого-педагогическое сопровождение направлено на систематизацию психологической помощи родителям обучающегося с двигательной патологией и его близкому окружению, создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития с учетом психических и физических возможностей.
В статье основное внимание уделено результатам анкетирования сотрудников учреждений культуры города Москвы, проводимого с целью изучения готовности учреждений культуры к организации культурно-досуговой деятельности детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также выявления проблем и барьеров, с которыми сталкиваются сотрудники при реализации инклюзивных практик. В рамках исследования было оценено текущее состояние трех компонентов инклюзивной среды учреждений культуры - пространственно-предметного, содержательно-методического и коммуникативно-организационного. Опрос проводился с использованием электронной анкеты в сервисе по созданию форм и сбора информации Yandex Forms; он включал сбор и анализ количественных данных. Анкетирование прошли 904 сотрудника библиотек, культурных центров, домов культуры, музеев, парков, усадеб и выставочных залов Москвы.
На основании полученной информации авторы делают вывод о том, что в большинстве учреждений с определенной периодичностью проводятся мероприятия для посетителей с инвалидностью и ОВЗ. Это свидетельствует об учете их потребностей при разработке культурного контента, наличии адаптированных программ культурно-досуговой деятельности и доступной среды. Большинство сотрудников положительно относятся к участию детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ в культурно-досуговой деятельности, понимают важность организации инклюзивной среды и нуждаются в специальном обучении.
Вместе с тем в процессе исследования обнаружен дефицит компетенций специалистов учреждений культуры при взаимодействии с данной категорией посетителей, выявлена сниженная мотивация к овладению навыками конструктивного взаимодействия. Все это указывает на необходимость осознания перемен в обществе, развитие инклюзивных процессов, создание специальных условий для организации доступной среды, повышения инклюзивной культуры среди сотрудников учреждений, участвующих в исследовании.
В статье показаны результаты изучения особенностей самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в сравнении с нормотипичными сверстниками. Произведен аналитический обзор имеющихся психолого-педагогических исследований, которые помогли раскрыть данные об особенностях формирования самооценки у детей с различными нарушениями развития.
Исследование показало, что у дошкольников с общим недоразвитием речи преобладает заниженный уровень самооценки, что может негативно сказаться на дальнейшем становлении их личности и социализации в обществе. Было подмечено, что дети с речевыми нарушениями более категоричны к себе, испытывают трудности в аргументации и обосновании своих суждений, определении своих трудностей и достижений (что во многом объясняется недоразвитостью речи, особенно в плане словарного запаса), с трудом оценивают себя по разным критериям, перенося свои успехи и неудачи на оценку своей личности в целом.
Восприятие собственных речевых недостатков, затрудняющих процесс общения с другими людьми, является одним из главных критериев, влияющих на уровень самооценки дошкольников с общим недоразвитием речи. Выявленные проблемы указывают на взаимосвязь речевого дефекта с формированием самооценки, что требует учета эмоционально-личностных особенностей детей при организации работы с ними и проведения профилактических, коррекционно-развивающих мероприятий по формированию адекватной самооценки для гармоничного становления личности и успешной социализации в социуме.
Статья посвящена возможности использования метафорических ассоциативных карт (МАК) для диагностики и профилактики внутриличностных конфликтов у студентов. Данные карты являются арт-терапевтическим инструментом и способствуют более быстрой визуализации образов, что является их основополагающим преимуществом. В статье дается описание этапов в работе с метафорическими ассоциативными картами, приводятся в пример практические упражнения, последовательно описывается эксперимент с методическими рекомендациями. По результатам предварительной диагностической беседы были выявлены 60 студентов с различными внутриличностными конфликтами. Для проведения достоверного психолого-педагогического эксперимента их разделили на две равные группы - контрольную и экспериментальную. Со всеми испытуемыми проводились индивидуальные занятия по одному часу в неделю, всего три встречи. Стандартные методики арт-терапии, песочной терапии, терапевтической беседы применялись в обеих группах. Однако только в экспериментальной добавлялось использование МАК и материалов. Описательная статистика показателей представлена по U -критерию Манна - Уитни, средней арифметической; обработка результатов производилась в программе IBM SPSS Statistics 27 и Microsoft Excel. Результаты исследования доказывают эффективность применения МАК для гармонизации соотношения между желаниями и потребностями через самоосознание, снижение дезадаптации, оказание помощи в целеполагании и балансировке самооценки у студентов, что снижает уровень внутриличностной конфликтности. Видится крайняя необходимость в продолжении изучения метафорических ассоциативных карт как арт-терапевтического инструмента для нормализации психоэмоционального состояния студентов.
В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в анализе ретроспективной системы представлений женщин о ситуации насилия. Методом исследования стал качественный контентана лиз, базирующийся на идеографическом подходе. В качестве текста выступили аудиозаписи интервью с женщинами, обращавшимися в Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), преодолевшими ситуацию насилия; а также использовались личные контакты с бывшими жертвами насилия. Проанализировано 12 интервью. Показано, что в ретроспективную систему представлений женщин входят следующие элементы: виды домашнего насилия, которым они подвергались; переживаемые чувства; особенности восприятия себя и своей жизни; стратегии собственного поведения в ситуации домашнего насилия; представления о причинах принятия насилия. Данные компоненты тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены; они включают как образы прошлых событий, так и их рефлексивный анализ.
Рефлексивный анализ пережитой ситуации насилия способствовал идентификации насилия как такового и осмыслению его как недопустимого, а также более глубокой дифференциации своих чувств, поведения, причин долгого пребывания в ситуации насилия, что в конечном итоге способствовало принятию ответственности за себя и свою жизнь. Вместе с тем перенесенная психологическая травма продолжает оказывать влияние на женщин, что проявляется во взаимоотношениях прежде всего с мужчинами, в переживании негативных эмоций из-за того, что допустили жестокое отношение к себе в прошлом.
Полученные в ходе исследования данные могут быть полезны специалистам в области психологии, социальной работы при проведении ими профилактической работы, а также при сопровождении женщин - жертв домашнего насилия.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/