В статье на основе обширной эмпирической базы рассматриваются вопросы художественной интерпретации образа города в живописных и графических произведениях краснодарских художников. Из всего многообразия типов репрезентируемых в изобразительном искусстве пространств выделяются локальные камерные, чаще всего анонимные пространства, формирующие камерный портрет города с его особой ментальной характеристикой, идентичностью. На основе искусствоведческого подхода с позиций семиотики визуального текста анализируются изображения знаково-символических объектов, их фрагментов и элементов городских пространств в произведениях краснодарских художников разных поколений, школ, выявляются их образно-пластические характеристики, уровни символизации текста
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
В последнее время понятия «образ города», «городские образы/символы» все более входят в предметное поле исследования искусствоведов, культурологов, историков. Такой интерес во многом вызван проблемой изменения, «осовременивания» архитектурного облика исторической застройки, частичной и даже полной утратой объектов культурного наследия в связи с реконструкцией/модернизацией городов, как и рефлексией художественного сознания на происходящие процессы.
Список литературы
1. Выставка “Истории Краснодара - 2023”. URL: https://kovalenkomuseum.ru/show- item/vystavka-istorii-krasnodara-2023/(дата обращения: 11.09.2023).
2. Гангур Д.И. Город и его символы в изобразительном искусстве Кубани (на материале города Краснодара) // Культурная жизнь Юга России. 2022. № 4. С. 59-72. EDN: CDCQAX
3. Горанская Т.Г. Города Беларуси в изобразительном искусстве ХХ - ХХI века. Минск: Беларуская навука, 2017. 256 с.
4. Горелова Ю.Р. Образ города в восприятии горожан: монография. М.: Ин-т наследия, 2019. 154 с. EDN: LBVXQU
5. Бутенко В.С., Задвернюк Л.В. Формирование современного городского интерьера // Новые идеи нового века - 2018 = The New Ideas of New Century - 2018: материалы Восемнадцатой международной научной конференции: в 3 т. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2018. Т. 3. С. 28-33.
6. 10 краснодарских художников презентовали авторское видение города. URL: https://kubnews.ru/kultura/2019/09/19/10-krasnodarskikh-khudozhnikov-prezentovali-avtorskoe-videnie-goroda/(дата обращения: 15.09.2023).
7. Власенко А. Мастер офорта. За что художница Устрицкая любит старую технику гравюры. URL: https://kuban.aif.ru/culture/details/master_oforta_za_chto_hudozhnica_ustrickaya_lyubit_staruyu_tehniku_gravyury (дата обращения: 22.09.2022).
8. Ольга Трапицына: каталог выставки. Краснодар: Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко, 2005. 3 с.: [26] л.
9. Бондарь В.В. Краснодар: судьба старого центра: к проблеме современного кризиса историко-архитектурного облика города. Краснодар: Издатель Игорь Платонов, 2007. 79 с. EDN: NCGVNT
10. Филиппова А. Архитектура Екатеринодара конца XIX - начала ХХ века. Краснодар: Просвещение-Юг. 2008. 126 с.
11. Гангур Н.А. Материальная культура кубанского казачества: в 2 т. Краснодар: Традиция, 2009. Т. 2. 272 с.
12. Халаджан Н.Н. Легенда Коваленда: сто одно воспоминание о кузнечных украшениях кубанского жилища. М.: МЭГУ, 1992. 156 с.
13. Гончаренко Н. Почерк мастера // Советская Кубань. 1983. № 120.
14. Гангур Н.А., Брылова Л.Ю. К вопросу о методике преподавания основ прикладной композиции в высшей школе (Взаимосвязь народного и профессионального) // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 4. С. 67-69. EDN: PJWZTT
15. Образ города в живописи Ольги Трапициной. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Vdn_NqtsjoU&t=110s (дата обращения: 17.10.2021).
16. Щурик Н.Л. Современные художники Кубани: живопись, графика: [Альбом]. Краснодар: ИП Колесников Г.П., 2016. 124 с.
17. Ващенко Н.И. Дом инженера Шарданова // Памятники истории и культуры Юга России. 2015. № 3. С. 123-130.
18. Болотникова О.Н. Семантика и функции двери и окна в художественном мире Н.В. Гоголя: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2016. 246 с. EDN: XRYDNJ
19. Бедарева Л., Чалая А. Осторожно, двери рассыпаются. URL: https://takiedela.ru/2019/04/dveri-krasnodara/(дата обращения: 15.08.2023).
20. Лидия Бедарева и Анастасия Чалая. URL: https://takiedela.ru/author/bedarevachalaya/(дата обращения: 15.08.2023).
21. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора и др.; пер. с фр. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. 325 с.
22. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко: Выставка “Истории Краснодара-2023”: [встреча с художниками], 7 сентября 2023 г. Архив Д.И. Гангур.
23. Кондратьев Е.А. Художественная деталь и целое. М.: Индрик, 2010. 311 c.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время
В статье на основе анализа документов и сохранившихся произведений рассматривается творчество художника А. М. Леонтовского, работавшего и умершего в г. Таганроге в начале ХХ века. Из фондов российских музеев выделены портреты членов российской императорской семьи его кисти. Научная новизна настоящего исследования состоит во введении в искусствоведение фактических данных о биографии художника, а также в обобщении и анализе части его живописного наследия. Предмет исследования – стилистические и пластические характеристики полотен. Соответственно, его методы включают исторический, а также иконографический и системный анализ произведений мастера. В результате настоящего анализа выявлены стилистические и композиционные особенности портретов членов императорской семьи, выполненных А. М. Леонтовским
Статья посвящена проблеме обретения ценностной парадигмы миропонимания в процессе формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей. Аксиологический аспект непосредственно связан с развитием художественной культуры обучающегося как интегрального качества, определяющего способ его освоения духовных ценностей в профессиональной деятельности. Умение создавать собственную грамотную, стилистически обоснованную и конструктивно осознанную интерпретацию произведения является критерием сформированности личностно-ценностной мировоззренческой позиции концертного исполнителя
Предметом исследования стала опера «Дикая земля» талантливого китайского композитора Цзинь Сяна. Методом исследования явился целостный анализ оперы, направленный на рассмотрение ее образно-смыслового содержания, музыкальной драматургии и стиля. Новизна исследования состоит в анализе художественной концепции оперы в контексте проблемы развития традиций национальной музыкальной драмы в условиях современных методов композиции. Цзинь Сян обогатил стиль традиционной китайской оперы достижениями западной музыкальной культуры, создав свой неповторимый композиторский язык
Статья посвящена проблеме изучения современных методик аранжировки произведений для эстрадно-джазового вокального ансамбля a cappella. Исследование сконцентрировано на освещении вопросов, касающихся формирования авторской методики создания вокально-ансамблевой партитуры a cappella в опоре на специфические для стилей и направлений джазового искусства языковые компоненты. Комплексный подход к анализу музыкального материала дал возможность обозначить стилевые особенности современных вокальных аранжировок, определив тем самым новизну и своеобразие резюмирующих выводов
Статья посвящена рассмотрению импровизации как основной константы современного джазового искусства. Обосновывается необходимость изучения феномена импровизации в контексте исторической динамики развития джазовых стилей. Изменение функций тематического и импровизационного материала в джазовом исполнительстве второй половины XX – начала XXI в. свидетельствует о трансформации взглядов и художественных представлений профессиональной джазовой среды. Компаративистский элемент исследования базируется на анализе разноплановых интерпретаций темы Дж. Гершвина «Summertime» и демонстрирует процесс эволюции джазовой композиции
Программность, пронизывающая все творчество Н. К. Метнера, особенно ярко проявилась в жанре сказки. В статье предлагается разделение сказок на группы по определенным образно-жанровым характеристикам. Рассматриваются принципы раскрытия названий и эпиграфов в музыкальном воплощении пьес. Анализируются средства музыкальный выразительности, свойственные той или иной группе сказок. Приводятся примеры приемов композиторской техники, воплощающих программный замысел Н. К. Метнера.
В статье впервые дается стилистическая характеристика творчества крымскотатарского композитора и исполнителя Рефата Ибадлаева. Особое внимание удел ено музыкально-выразительным компонентам, раскрывающим фольклорную основу его произведений. В статье выявлена жанровая специфика творчества композитора, отмечены типичные для его композиторского метода приемы: вариантность, импровизационность. Аналитический материал сопровождается нотными примерами. Современные гармонические и ладоинтонационные средства и композиционные приемы позволили автору выявить новые качества фольклорного материала
Статья посвящена проблеме профильной подготовки современного специалиста в области музееологии в условиях развития культурных индустрий и цифровой трансформации современной массовой культуры и искусства. Происходящие в современных музеях кардинальные изменения, нарастание коллаборативных взаимодействий в условиях многоканального финансирования с арт-бизнесом и культурным туризмом, доминирующим в современной туристской индустрии, требуют развития новых профессиональных компетенций, проектного системного видения и мышления, цифровой культуры
В статье на примере солонки, созданной к коронации Александра II, рассматриваются различные аспекты подготовки комплектов для традиционной церемонии поднесения хлеба-соли монаршим особам, а также представлена история бытования такого рода вещей. Введение в научный оборот музейного экспоната, наряду с установлением имени создавшего его мастера, обогащают информацию по истории серебряного дела в Российской империи, расширяя представление о разнообразии форм и художественного оформления подносных предметов
В статье, на основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Саки, Музея краеведения и истории грязелечения города Саки, рассматривается вклад Анны Федоровны Косовской (1917–2000) в развитие МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» г. Саки как института культуры и субъекта социокультурной деятельности. Огромный вклад в становление и развитие музея внесла А. Ф. Косовская, возглавлявшая его в 1955–1993 гг., и долгие годы – на общественных началах. Более 30 лет А. Ф. Косовская также работала экскурсоводом по Крыму, разрабатывала различные экскурсионно-туристические маршруты, являлась председателем общества по охране памятников г. Саки. Она активно пополняла фонды Музея краеведения и истории грязелечения уникальными экспонатами, принимала участие в экспозиционно-выставочной работе и популяризации краеведческих и культуроведческих знаний. В статье акцентируется внимание на усилиях А. Ф. Косовской по превращению Западного Крыма (Евпатория, Саки, пгт. Черноморское) в единое культурное пространство, музейный кластер, с целью создания развитой системы взаимодействий и коммуникаций между различными субъектами культуры ради эффективного сотрудничества в деле культурного, экономического и социального развития полуострова
Предмет исследования – отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры в повседневной жизни. Научная новизна обусловлена комплексом общенаучных и специальных методов, включая культурол огическую атрибуцию и контент-анализ, который позволил рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской ид ентичности. Полученные результаты свидетельствуют, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности
Статья посвящена вопросам самоидентификации Российской Федерации в современных условиях построения многополярного мира как выражении противостояния унифицирующим процессам глобализации, подгоняющим модернизацию в странах мирового сообщества под западные «эталонные» стандарты. Данные геополитические контртенденции происходят в контексте процессов развития информационного общества и становления креативных индустрий, причем последние, подобно глобализации, способствуют появлению мультикультурной идентичности, приводящей к утрате идентичности национальной. В сложившихся условиях культурное наследие народов РФ предстает основой самоидентификации России в эпоху креативных индустрий
Подробный разбор памятника пионерам-героям, установленного в Таврическом саду в Ленинграде в 1962 году, и других проектов, конкурировавших с этой работой, дает возможность увидеть, какие изменения произошли в советском монументальном искусстве в связи с послаблениями в культурной политике во второй половине 1950-х гг., как изменилось отношение к теме Великой Отечественной войны. Провозглашенный на Всесоюзном съезде советских художников в 1957 году более широкий взгляд на то, что такое социалистический реализм, принес свои плоды уже на первом туре конкурса на памятник пионерам-героям, прошедшего в том же году
В настоящей статье проанализирована динамика и выявлены особенности трансформаций феномена контрнауки в медиакультурном пространстве современного общества. Проведен дискурс-анализ существующей научной литературы по проблематике и нарративный анализ некоторых контрнаучных медиапродуктов. Сделан вывод о высокой адаптивности феномена контрнауки к изменяющимся социально-политическим и технологическим условиям, об опасности ее распространения в масс-медиа и о необходимости принятия действий для купирования ее дальнейшей экспансии в медиакультуре
В статье рассматривается проблема соотношения смысловых и знаковых функций в культуре, начиная со времен романтизма. Ставится вопрос о том, что изменение форм феноменов понимания может повлечь за собой искажения, приводящие к возникновению негативных тенденций в смыслообразующих структурах культурного поля, а также влияющие на гомеостазис культуры в целом. Основным вопросом статьи выступает вопрос о динамике смысловых конструктов, из которых складывается предметная и интеллектуальная области сознания человека культуры
В настоящее время сбережение, изучение и популяризация уникального культурного наследия России имеет чрезвычайно важное значение. В условиях стремительно меняющегося мира именно культура определяет цивилизационную идентичность страны, формирует ее восприятие другими народами. Для того, чтобы занимать достойное место в эпоху формирующегося многополярного мира, духовный образ России должен вызывать чувство доверия, уважения к ее национальным интересам.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/