Предмет исследования – отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры в повседневной жизни. Научная новизна обусловлена комплексом общенаучных и специальных методов, включая культурол огическую атрибуцию и контент-анализ, который позволил рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской ид ентичности. Полученные результаты свидетельствуют, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность исследования отношения адыгской молодежи к ценностям традиционной культуры в повседневной жизни обусловлена, прежде всего, необходимостью сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Стратегический государственный документ, возлагая на институты власти и гражданского общества ответственность за сохранение и укрепление традиционных ценностей, определяет их как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение… передаваемые от поколения к поколению» [1]. Вместе с тем, ряд исследователей указывает на транзитивный, переходный характер современной российской культуры [2], что подчеркивает остроту вопроса социокультурных оснований достижения задекларированных Правительством РФ идеалов при построении общегражданской российской идентичности. Одним из таких оснований является отношение молодежи к ценностям традиционной культуры в повседневной жизни.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 04.09.2023).
2. Рындин Е.В., Трунов А.А., Черникова Е.И. Процессы идеологизации культуры в транзитивном обществе // Социология и психология перед вызовом цифровизации. Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2022. С. 30-37. EDN: WCERWA
3. Национальная политика СССР и ее влияние на современную этнополитическую ситуацию в представлениях молодежи Северного Кавказа / ред. А.М. Ерохин; Е.А. Авдеев, А.В. Аверьянов, С.М. Воробьев [и др.]. Ставрополь: ООО “Бюро новостей”, 2022. 370 с.
4. Ерохин А.М., Воробьев С.М., Авдеев Е.А. Этнополитические процессы на Кавказе: конфликт идентичностей и политическая активность молодежи // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. № 5. С. 112-125. EDN: OCUXIE
5. Smith A. The Ethnic Origins of Nations. Oxford: Basil Blackwell, 1986. 312 p.
6. Latour B. Ecological Mutation and Christian Cosmology // International Congress of the European Society for Catholic Theology [Conference]. Osnabrьck: Osnabrьck University, 2021. URL: http://www.bruno-latour.fr/sites/default/files/177-OSNABRUCK-GB.pdf (дата обращения: 05.09.2023).
7. Pйrez R.A., Massoni S. Hacia una teorнa general de la estrategia: El cambio de paradigma en el comportamiento humano, la sociedad y las instituciones. Barcelona: Ariel, 2009. 557 p.
8. Мёрдок Д.П. Фундаментальные характеристики культуры / пер. В. Г. Николаева // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 49-57.
9. Rothman J. Resolving Identity-Based Conflict in Nations, Organizations, and Communities. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1997. 224 p.
10. Бакуменко Г.В. Экология социальной коммуникации в контексте интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий // Актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты. Уфа: Исследовательский центр информационно-правовых технологий, 2017. С. 30-34. EDN: ZCYKPX
11. Социальное познание в регионе / АРИГИ; отв. ред. Р.А. Ханаху. Майкоп: ЭлИТ, 2018. URL: http://apsnyteka.org/file/Sotsialnoe_poznanie_v_regione.pdf (дата обращения: 05.09.2023).
12. Флиер А.Я. Культурогенез. М.: РИК, 1995. 128 с. EDN: SYYMZL
13. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект, 2000. 496 с. EDN: CXIAAR
14. Бакуменко Г.В. Ценностная динамика символов успеха: на материале статистики кинопроката. М.: ООО “Сам Полиграфист”, 2021. 276 с. EDN: BCPSJT
15. Бакуменко Г.В. Междисциплинарный потенциал культурологической атрибуции // Культурология в теориях и практиках: к 30-летию кафедры культурологии МПГУ. М.: МПГУ, 2022. С. 50-61. EDN: XCRRWF
16. Bakumenko G.V., Biryukov I.L., Scherbak N.F., Luginina A.G. Hierarchical Metamodel of Communication in the Experience of Resacralization of Spiritual Practics // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2023. V. 5. N. 2. P. 15-45. EDN: BREIEM
17. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Издательский центр “Эль-Фа”, 1999. 96 с. EDN: SGDXGD
18. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. 160 с. EDN: SGDXCR
19. Бгажноков Б.Х. Антропология морали. Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2010. 128 с.
20. Ханаху Р.А. Адыгская (черкесская) философия и культура. Майкоп: ЭлИТ, 2022. URL: https://201824.selcdn.ru/elit-157/pdf/9785604763254.pdf (дата обращения: 06.09.2023). EDN: IBXZVU
21. Bakumenko G., Natho A., Bakumenko D. The Attitude of the Adyghes to the Traditional Values of Ethnic Culture in Everyday Life: Preliminary Report of the Pilot Study // Harvard Dataverse. 2023. V. 1. DOI: 10.7910/DVN/NIRWKZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время
В статье на основе анализа документов и сохранившихся произведений рассматривается творчество художника А. М. Леонтовского, работавшего и умершего в г. Таганроге в начале ХХ века. Из фондов российских музеев выделены портреты членов российской императорской семьи его кисти. Научная новизна настоящего исследования состоит во введении в искусствоведение фактических данных о биографии художника, а также в обобщении и анализе части его живописного наследия. Предмет исследования – стилистические и пластические характеристики полотен. Соответственно, его методы включают исторический, а также иконографический и системный анализ произведений мастера. В результате настоящего анализа выявлены стилистические и композиционные особенности портретов членов императорской семьи, выполненных А. М. Леонтовским
Статья посвящена проблеме обретения ценностной парадигмы миропонимания в процессе формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей. Аксиологический аспект непосредственно связан с развитием художественной культуры обучающегося как интегрального качества, определяющего способ его освоения духовных ценностей в профессиональной деятельности. Умение создавать собственную грамотную, стилистически обоснованную и конструктивно осознанную интерпретацию произведения является критерием сформированности личностно-ценностной мировоззренческой позиции концертного исполнителя
Предметом исследования стала опера «Дикая земля» талантливого китайского композитора Цзинь Сяна. Методом исследования явился целостный анализ оперы, направленный на рассмотрение ее образно-смыслового содержания, музыкальной драматургии и стиля. Новизна исследования состоит в анализе художественной концепции оперы в контексте проблемы развития традиций национальной музыкальной драмы в условиях современных методов композиции. Цзинь Сян обогатил стиль традиционной китайской оперы достижениями западной музыкальной культуры, создав свой неповторимый композиторский язык
Статья посвящена проблеме изучения современных методик аранжировки произведений для эстрадно-джазового вокального ансамбля a cappella. Исследование сконцентрировано на освещении вопросов, касающихся формирования авторской методики создания вокально-ансамблевой партитуры a cappella в опоре на специфические для стилей и направлений джазового искусства языковые компоненты. Комплексный подход к анализу музыкального материала дал возможность обозначить стилевые особенности современных вокальных аранжировок, определив тем самым новизну и своеобразие резюмирующих выводов
Статья посвящена рассмотрению импровизации как основной константы современного джазового искусства. Обосновывается необходимость изучения феномена импровизации в контексте исторической динамики развития джазовых стилей. Изменение функций тематического и импровизационного материала в джазовом исполнительстве второй половины XX – начала XXI в. свидетельствует о трансформации взглядов и художественных представлений профессиональной джазовой среды. Компаративистский элемент исследования базируется на анализе разноплановых интерпретаций темы Дж. Гершвина «Summertime» и демонстрирует процесс эволюции джазовой композиции
Программность, пронизывающая все творчество Н. К. Метнера, особенно ярко проявилась в жанре сказки. В статье предлагается разделение сказок на группы по определенным образно-жанровым характеристикам. Рассматриваются принципы раскрытия названий и эпиграфов в музыкальном воплощении пьес. Анализируются средства музыкальный выразительности, свойственные той или иной группе сказок. Приводятся примеры приемов композиторской техники, воплощающих программный замысел Н. К. Метнера.
В статье впервые дается стилистическая характеристика творчества крымскотатарского композитора и исполнителя Рефата Ибадлаева. Особое внимание удел ено музыкально-выразительным компонентам, раскрывающим фольклорную основу его произведений. В статье выявлена жанровая специфика творчества композитора, отмечены типичные для его композиторского метода приемы: вариантность, импровизационность. Аналитический материал сопровождается нотными примерами. Современные гармонические и ладоинтонационные средства и композиционные приемы позволили автору выявить новые качества фольклорного материала
Статья посвящена проблеме профильной подготовки современного специалиста в области музееологии в условиях развития культурных индустрий и цифровой трансформации современной массовой культуры и искусства. Происходящие в современных музеях кардинальные изменения, нарастание коллаборативных взаимодействий в условиях многоканального финансирования с арт-бизнесом и культурным туризмом, доминирующим в современной туристской индустрии, требуют развития новых профессиональных компетенций, проектного системного видения и мышления, цифровой культуры
В статье на примере солонки, созданной к коронации Александра II, рассматриваются различные аспекты подготовки комплектов для традиционной церемонии поднесения хлеба-соли монаршим особам, а также представлена история бытования такого рода вещей. Введение в научный оборот музейного экспоната, наряду с установлением имени создавшего его мастера, обогащают информацию по истории серебряного дела в Российской империи, расширяя представление о разнообразии форм и художественного оформления подносных предметов
В статье, на основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Саки, Музея краеведения и истории грязелечения города Саки, рассматривается вклад Анны Федоровны Косовской (1917–2000) в развитие МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» г. Саки как института культуры и субъекта социокультурной деятельности. Огромный вклад в становление и развитие музея внесла А. Ф. Косовская, возглавлявшая его в 1955–1993 гг., и долгие годы – на общественных началах. Более 30 лет А. Ф. Косовская также работала экскурсоводом по Крыму, разрабатывала различные экскурсионно-туристические маршруты, являлась председателем общества по охране памятников г. Саки. Она активно пополняла фонды Музея краеведения и истории грязелечения уникальными экспонатами, принимала участие в экспозиционно-выставочной работе и популяризации краеведческих и культуроведческих знаний. В статье акцентируется внимание на усилиях А. Ф. Косовской по превращению Западного Крыма (Евпатория, Саки, пгт. Черноморское) в единое культурное пространство, музейный кластер, с целью создания развитой системы взаимодействий и коммуникаций между различными субъектами культуры ради эффективного сотрудничества в деле культурного, экономического и социального развития полуострова
Статья посвящена вопросам самоидентификации Российской Федерации в современных условиях построения многополярного мира как выражении противостояния унифицирующим процессам глобализации, подгоняющим модернизацию в странах мирового сообщества под западные «эталонные» стандарты. Данные геополитические контртенденции происходят в контексте процессов развития информационного общества и становления креативных индустрий, причем последние, подобно глобализации, способствуют появлению мультикультурной идентичности, приводящей к утрате идентичности национальной. В сложившихся условиях культурное наследие народов РФ предстает основой самоидентификации России в эпоху креативных индустрий
Подробный разбор памятника пионерам-героям, установленного в Таврическом саду в Ленинграде в 1962 году, и других проектов, конкурировавших с этой работой, дает возможность увидеть, какие изменения произошли в советском монументальном искусстве в связи с послаблениями в культурной политике во второй половине 1950-х гг., как изменилось отношение к теме Великой Отечественной войны. Провозглашенный на Всесоюзном съезде советских художников в 1957 году более широкий взгляд на то, что такое социалистический реализм, принес свои плоды уже на первом туре конкурса на памятник пионерам-героям, прошедшего в том же году
В настоящей статье проанализирована динамика и выявлены особенности трансформаций феномена контрнауки в медиакультурном пространстве современного общества. Проведен дискурс-анализ существующей научной литературы по проблематике и нарративный анализ некоторых контрнаучных медиапродуктов. Сделан вывод о высокой адаптивности феномена контрнауки к изменяющимся социально-политическим и технологическим условиям, об опасности ее распространения в масс-медиа и о необходимости принятия действий для купирования ее дальнейшей экспансии в медиакультуре
В статье рассматривается проблема соотношения смысловых и знаковых функций в культуре, начиная со времен романтизма. Ставится вопрос о том, что изменение форм феноменов понимания может повлечь за собой искажения, приводящие к возникновению негативных тенденций в смыслообразующих структурах культурного поля, а также влияющие на гомеостазис культуры в целом. Основным вопросом статьи выступает вопрос о динамике смысловых конструктов, из которых складывается предметная и интеллектуальная области сознания человека культуры
В статье на основе обширной эмпирической базы рассматриваются вопросы художественной интерпретации образа города в живописных и графических произведениях краснодарских художников. Из всего многообразия типов репрезентируемых в изобразительном искусстве пространств выделяются локальные камерные, чаще всего анонимные пространства, формирующие камерный портрет города с его особой ментальной характеристикой, идентичностью. На основе искусствоведческого подхода с позиций семиотики визуального текста анализируются изображения знаково-символических объектов, их фрагментов и элементов городских пространств в произведениях краснодарских художников разных поколений, школ, выявляются их образно-пластические характеристики, уровни символизации текста
В настоящее время сбережение, изучение и популяризация уникального культурного наследия России имеет чрезвычайно важное значение. В условиях стремительно меняющегося мира именно культура определяет цивилизационную идентичность страны, формирует ее восприятие другими народами. Для того, чтобы занимать достойное место в эпоху формирующегося многополярного мира, духовный образ России должен вызывать чувство доверия, уважения к ее национальным интересам.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/