В хранилищах Румынии находится значительное количество славянских рукописей, сведения о которых можно найти в работах современных румынских исследователей. Статья посвящена румынским изданиям как в форме каталогов, так и отдельных описаний собраний славянских рукописей, опубликованных в периодических румынских изданиях и журналах. Данный краткий обзор1 построен по территориальному принципу нахождения собраний славянских рукописей в Румынии2 и призван не только помочь исследователям славянской книжной культуры в поисках источников по истории славянской книжной культуры, но и дать представление об основных археографических приемах и методах описания славянских рукописей румынскими учеными.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
- УДК
- 93/94. История
Как известно еще со времени капитальной публикации выдающегося русского слависта А. И. Яцимирского3, крупнейшее собрание славянских рукописей находится в Библиотеке Румынской академии
Список литературы
1. Яцимирский А.И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905.
2. Panaitescu Р.Р. Catalogul manuscriselor slave ale Bibliotecii Academiei R. P. R. Bucureşti, 1959. Vol. 1.
3. Catalog: din сărţile sērbesci şi rusesci manuscrise vechi, ce se află în Biblioteca sântei Mănăstiri Néamţului, precum şi de cuprinderea lor şi de însemnările istorice ce se găsesc în ele, făcut de Pré-Sfiţitul Melchisedek, episcopul Romanului în sânta Mănăstire Némţu, în anul 1883, în zilele 5-8 Septembrie // Revista pentru istorie, arheologie şi filologie. 1884. An. 2. Vol. 1. P. 129-143.
4. Яцимирский А.И. Славянские рукописи Нямецкого монастыря в Румынии. М., 1898.
5. Яцимирский А.И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905. С. 611-797.
6. Panaitescu Р Р. Catalogul manuscriselor slavo-române şi slave din Biblioteca Academiei Române. Ediţie îngrijită de Dalila-Lucia Aramă şi revizuită de G. Mihăilă. Сu о prefaţă de G. Ştrempel. Bucureşti, 2003. Vol. 2.
7. Яцимирский А.И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905.
8. Panaitescu Р.Р. Mihail Zamfira. Catalogul manuscriselor slavo-române şi slave din Biblioteca Academiei române. Bucureşti, 2018. Vol. 3: partea I-A. P. V-XII.
9. Linţa Е., Djamo-Diaconita L., Stoicovici О. Catalogul manuscriselor slavo-române din Bucureşti. Bucureşti, 1981. Vol. 3.
10. Tugearu L. et al. Miniatura şi ornamentul manuscriselor din colecţia de artă medievală românească a muzeului naţional de artă al. României. Bucureşti, 2006. Vol. 2: Manuscrise slavone, un manuscris latin şi unul românesc.
11. Tugearu L. et al. Miniatura şi ornamentul manuscriselor din colecţia de artă medievală românească. Bucureşti, 1996. Vol. 1: Manuscrise bizantine si grecesti medievale tirzii.
12. Иванова Климентина. Два новототкрита автографа на Гаврил Урик (Предв. съобщ.) // Българистични студии. София, 2004. С. 104-113.
13. Chiţulescu Р. Noi manuscrise - posibile autografe - aparţinând monahului Gavriil Uric de la Neamţ // Studii Teologice. Revista facultatilor de teologie din Patriarhia Română. Bucureşti, 2012. №. 1. P. 191-206.
14. Arhimandrit Chiţulescu Policarp. Un manuscris necunoscut copiat la porunca lui Iliaş, voievodul Moldovlahiei // Analele Putnei. 2013. IX. 2. P. 17-24.
15. Arhimandrit Chiţulescu Policarp. Noi manuscrise şi copişti din Moldovlahia // Miscellanea Historica et Archaeologica in honorem Professoris Ionel Cândea septuagenarii. Bucureşti, Brăila, 2019. P. 567-583.
16. Arhimandrit Chiţulescu Policarp. Manuscrise din Biblioteca Sfântului Sinod. Bucureşti, 2008.
17. Linţa Е. Catalogul manuscriselor slavo-române din Iaşi. Bucureşti, 1980. Vol. 1.
18. Revista de istorie şi teorie literară. 30. 1981. № 2. R 297-301.
19. Linţa Elena. Catalogul manuscriselor slavo-române din Braşov. Bucureşti, 1985.
20. Lufu I. Manuscrisele slave din bibliotecile din Transilvania şi Banat // Romanoslavica. 1963. VIII. P. 457-461.
21. Linţa E. Catalogul manuscriselor slavo-române din Cluj-Napoca. Bucureşti, 1980. P. 15-117.
22. Bojan T. Manuscrisele slavone din Biblioteca Filialei Cluj-Napoca a Academiei R. S. România. Cluj-Napoca, 1987.
23. Panaitescu Р.Р. Catalogul manuscriselor slave ale Bibliotecii Academiei R.P.R. Bucureşti, 1959. Vol. 1.
24. Ораiţ A. Repertoriul manuscriselor slavone din Biblioteca Academiei Române din Cluj-Napoca. Cluj-Napoca, 2009.
25. Pistrui C. 101 manuscrise slave în Transilvania (sec. XII-XVII) // Biserica Ortodoxă Română. An. XCVI. 1978. № 1-2. P. 127-148.
26. Dusita R. Contribuţii la descrierea cartii vechi manuscrise de la Arad, 2022.
27. Iufu I. Manuscrisele slave din bibliotecile din Transilvania şi Banat // Romanoslavica. VIII. 1963. P. 467-468.
28. Pelin V. Bibliotecile Mănăstirilor Neamţ şi Noul Neamţ în contextul culturii româneşti. Studii şi texte (secolele XV-XIX). Iaşi, 2022. P. 44.
29. Жгун П. Каталог славянских рукописей монастыря Нямц. Наследие православного Востока. Серпухов, 2017.
30. Florin Bucescu et alii. Catalogul manuscriselor de muzică sacră din Moldova. Secolele XI-XX. Iaşi, 2010. Vol. 2. P. 328-361.
31. Paradaiser C.Comori ale spiritualităţii româneşti la Putna. Iaşi, 1988.
32. Iufu I. Manuscrise slavo-române din mănăstirile româneşti. Bucureşti, 2016. P. 157-209.
33. Mitric О. Catalogul manuscriselor slavo-române din Biblioteca Mănăstirii Suceviţa. Suceava, 1999.
34. Mitric O. Catalogul manuscriselor slavo-române din Biblioteca Mănăstirii Suceviţa. Iaşi, 2018.
35. Luffu Z. Manuscrisele slave din biblioteca şi muzeul mănăstirii Dragomirna // Romanoslavica. 1966. XIII. P. 189-202.
36. Iufu I., Bratulescu V. Manuscrisele slavo-române din Moldova: fondul mănăstirii Dragomirna. Iaşi, 2012.
37. Iufu I. Manuscrisele slave din bibliotecile din Transilvania şi Banat // Romanoslavica. VIII. 1963. P. 466-467.
38. Mihail Paul şi Zamfira. Manuscrise slave în colecţii din Moldova (I) // Romanoslavica. 1972. XVIII. P. 265-319 (описания 20-ти рукописей).
39. Mihail Paul şi Zamfira. Manuscrise slave în colecţii din Moldova (II) // Romanoslavica. 1979. XIX. P. 33-76 (описания 21-й рукописи).
40. Mihail P. Manuscrise slave în colecţii din Moldova (III) // Romanoslavica. 1994. XXXII. P. 267-286 (описания 11-ти рукописей).
41. Panaitescu Р.Р. Catalogul manuscriselor slave ale Bibliotecii Academiei R.P.R. Bucureşti, 1959. Vol. 1. P. XVIII-XIX.
42. Pistrui C. Manuscrise slave în Biblioteca Mitropoliei ortodoxe române din Sibiu // Mitropolia Ardealului. 1970. № 11/12. P. 827-838.
43. Pistrui C. Manuscrise slave în Biblioteca Episcopiei Aradului // Mitropolia Banatului. 1972. № 1/3. P. 83-94.
44. Pistrui C. Manuscrise slave din Transilvania. Biblioteca Academiei R.S.R. Filiala Cluj // Biserica Ortodoxă Română. 1972. № 9/10. P. 1088-1103.
45. Pistrui C. Manuscrise slave în Transilvania // Biserica Ortodoxă Română. 1974. № 3/4. P. 425-435.
46. Pistrui C. Manuscrise Româneşti şi slave în Biblioteca Episcopiei Ortodoxe Române a Oradea // Biserica Ortodoxă Română. 1974. № 5/6. P. 776-790.
47. Pistrui C. 101 manuscrise slave în Transilvania (sec. XII-XVII) // Biserica Ortodoxă Română. 1978. № 3/4. P. 303-310, № 5/6. P. 608-624, 1979. № 3/4. P. 531-562.
48. Pistrui C. 101 manuscrise slave în Transilvania (sec. XII-XVII) // Biserica Ortodoxă Română. 1981. № 1/2. P. 123-130, № 5/6. P. 643-653.
49. Pistrui C. Manuscrise inedite în biblioteca Mitropoliei Moldovei şi Sucevei-Iaşi // Biserica Ortodoxă Română. 1983. № 1/3. P. 95-106.
50. Pistrui C. Manuscrisul slav nr. 2 din Biblioteca mitropoliei din Sibiu // Studii teologic. 1968.Seria II. № 3/4. P. 258-264.
51. Pistrui C. Unul din cele mai vechi manuscrise slave din tara noastră // Studii teologic. Seria II-a. 1970. № 3/4. P. 258-264.
52. Cherescu P. Molitfelnicele manuscrise din biblioteca Arhiepiscopiei Sibiuiui. Studiu istorico-liturgic // Revista teologică. Serie nouă. 1992. № 4. P. 18-39.
53. Câmpeanu M. Manuscrisele slavone din colecţia Muzeului Judeţean de Istorie şi Arheologie Maramureş // Acta Moldaviae Meridionalis. 2011. XXXII. P. 10-23.
54. Ieromonah Dijmărescu Dosoftei. Două manuscrise de la Schitul Mare (Maniava) aflate la Mănăstirea Putna // Analele Putnei. IV. 2008, 1. P. 205-228.
55. Zamfira M. Două Liturghiere arhiereşti copiate de ieromonahul Ghervasie de la Putna (1676-1677). Preliminarii filologice // Analele Putnei. VII. 2011. 1. P. 37-62.
56. Constantinescu R. Vechiul drept romanesc scris. Repertoriul izvoarelor 1340-1640. Bucureşti., 1972.
57. Linţa E. Cele mai vechi manuscrise slave din ţara noastră //Romanoslavica. XVIII. 1972. P. 245-264.
58. Székely Maria Magdalena. Manuscrise răzleţite din scriptoriul şi biblioteca Mănăstirii Putna // Analele Putnei. III. 2007. 1. P. 153-180.
59. Repertoriul monumentelor şi obiectelor de artă din timpul lui Ştefan cel Mare. Bucureşti, 1958.
60. Însemnări de pe manuscrise şi cărţi vechi din Ţara Moldovei. Corpus editat de I. Caproşu şi E. Chiaburu. Iaşi, 2008. Vol. 1: (1429-1750), Vol. 2: (1751-1795).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Двухтомное издание, вышедшее в свет в 2021 г., осуществлено в результате реализации совместного проекта Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова и столичного издательства “Пан Пресс”, специализирующегося на выпуске дорогих подарочных и эксклюзивных книг. В публикации приведен полный текст уникального исторического источника первой четверти XVIII века – своеобразной энциклопедии богородичных икон, которую ее составитель по одному из эпитетов Богородицы назвал “Солнце Пресветлое”, а также представлены разноаспектные исследовательские материалы об этом памятнике, сопровожденные вспомогательными указателями и насыщенным иллюстративным рядом. В первом томе содержится факсимильное воспроизведение рукописи. Том идентичен по формату оригиналу (в четверку), а его переплет внешне повторяет оформление переплета памятника. Научная публикация текста источника, указатели, иллюстрации и исследовательские материалы помещены во втором томе, имеющем значительно больший по сравнению с первым томом формат.
Курский областной краеведческий музей является старейшим музеем Центральной России. Коллекции его начали складываться еще в 1900 г. при Курской Семеновской библиотеке. Учрежден в 1903 г. как Курский историко-археологический и кустарный музей в память о посещении Курска императором Николаем II в 1902 г., открыт для посетителей в 1905 г. Музею покровительствовали высшие лица государства – деньги на его открытие поступили от Николая II, князя Н. Н. Волконского, графа С. Д. Шереметева и других. Первым директором музея стал краевед, писатель, общественный деятель Н. И. Златоверховников. К началу 2000-х гг. фонд музея насчитывал более 153 тыс. единиц хранения, в том числе уникальные коллекции старинного бисера, художественного металла, оружия, фарфора, редкой книги (около 12 тыс. экземпляров), предметов этнографии и быта Курской губернии и др.2.
В 2022 г. увидел свет пятый выпуск сборника статей и материалов “Библиография. Археография. Источниковедение”, подготовленный в рамках работы круглого стола “Библиографическое и археографическое источниковедение в библиотеках, архивах и музеях” РБА. Круглый стол был организован в 2009 г. по инициативе и под руководством сотрудников группы исторической библиографии Отдела библиографии и краеведения РНБ А. И. Раздорского и Д. Н. Шилова. Его создание было поддержано АК РАН, РГИА, ГПИБ и рядом других учреждений. Более чем десятилетняя история этого издания позволяет считать выход пятого выпуска небольшим юбилеем и остановиться на его целях, задачах и содержании.
История декабризма – одно из плодотворно развивающихся в течение многих десятилетий направлений в изучении российских политических движений и общественно-политической мысли. Широкий фронт научных работ в этой тематической области, начиная со второй половины XIX в. и до настоящего времени, привлечение к нему интереса специалистов, представляющих различные гуманитарные науки – историков, филологов, правоведов, экономистов, философов, культурологов, искусствоведов, привели к формированию значительной научной традиции, появлению большого массива исследовательских трудов, документальных публикаций, источниковедческих, текстологических и археографических разработок, историографических обзоров и т. д. Тематическое поле декабристоведческих исследований привлекло к себе особое внимание библиографов: на протяжении 1920–1990-х гг. вышли в свет четыре основополагающих и несколько дополнительных библиографических указателей, содержащих практически полную информацию о вышедших в свет научных, научнопопулярных и прочих трудах, вплоть до начала 1990-х гг.1
В конце XIX – первой трети XX в. эпистолярное общение представляло собой одну из форм исследовательской деятельности и, по сути, являлось всеобъемлющей информационной системой, в которую априори были вовлечены все ученые. Для верифицированного, полного осмысления интеллектуальной истории необходимо использовать не только печатные труды и рукописи работ, но также письма, где могут содержаться уникальные сведения о круге общения, отношении к коллегам, событиях научной и общественно-политической жизни, повседневном быте. Однако практически реализовать такое намерение бывает затруднительно. Архивы многих русских ученых сохранились не полностью, и там отложилась лишь незначительная часть их эпистолярного наследия.
Аркадий Николаевич Яхонтов (1876–1938) известен прежде всего как человек, сохранивший и опубликовавший записи заседаний Совета министров Российской империи эпохи Первой мировой войны2. Исследователям прошлого Александровского лицея Яхонтов интересен как автор исторического очерка, подготовленного к 125-летию учебного заведения3. Долгое пребывание Яхонтова и членов семьи за границей, непростые условия их существования в эмиграции стали причинами, по которым архив Аркадия Николаевича оказался распылен между хранилищами и странами. Ниже мы сделаем попытку обрисовать замысловатые пути кочевания материалов Яхонтова.
Принято считать, что регулярные дипломатические отношения между Россией и Францией установились при Петре I и Людовике XV, хотя от более раннего времени до нас дошло немало документов, представляющих собой переписку государей двух стран, значительная ее часть сохранилась в виде оригиналов1. Французская историографическая традиция обозначает источники как “письма” (lettres), отечественная – как “грамоты”. В основе лежит самоназвание документов и их наименование в канцелярской практике двух стран. В настоящей работе мы в основном сохраняем за документами название “грамот”2.
Предлагаемый вниманию читателя перечень отражает состав сохранившихся и известных по публикациям документов, возникших в ходе русских средневековых судебных процессов. Встречающееся в историграфии обобщенное обозначение источников в качестве “правых грамот” зачастую имеет неопределенный смысл и не отражает содержание документов. Более четкая классификация возможна при установлении функциональной направленности и принадлежности каждого конкретного документа к тому или иному этапу судебного процесса.
В общепризнанных положениях истории отечественного архивоведения первая половина XX в. считается самым тяжелым и противоречивым временем, когда, с одной стороны, активно формировалась государственная архивная инфраструктура со всеми ее достоинствами и недостатками, а с другой – архивное дело было “приватизировано” советскими партийными структурами с целью активной идеологической эксплуатации и практического обслуживания государственных идеалов сильных мира сего. На это непростое время пришлось профессиональное становление ленинградского архивиста и историка Лидии Ивановны Полянской (1892–1970). Автор убежден, что ее можно считать своего рода проводником, соединяющим ученые положения дореволюционной науки об архивах с тем, что сегодня называют советским архивоведением.
После снятия грифа секретности в 1991–1992 гг. с “законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека”1, архивно-следственные дела стали активно использоваться в исторических исследованиях.
Значительный вклад в развитие отечественной археографии внес Историко-археографический институт АН СССР (далее – ИАИ АН СССР), созданный в 1931 г. на базе реорганизованной по итогам “Академического дела” Постоянной историко-археографической комиссии АН СССР и просуществовавший до 1936 г., когда он вошел в состав нового научного учреждения – Института истории АН СССР. Одним из научных проектов, реализованных ИАИ АН СССР, являлась документальная серия под общим названием “Крепостная мануфактура в России”. С 1930 по 1934 гг. было издано 5 выпусков. Публикация “Крепостная мануфактура в России” оказалась весьма актуальной для советской исторической науки. С установлением марксистской парадигмы особую роль приобрели исследования по истории промышленности и истории техники как одного из факторов развития производства.
В русской армии до Петра I бояре путные, окольничие, а позднее полковые сторожеставцы и станоставцы отвечали за разведку, расположение лагерей, передвижение армии и прочее1. В начале царствования Петра I станоставцев, по западному европейскому образцу, именовали квартирмейстерами. В 1701 г. появляется должность генерал-квартирмейстера2. В 1711 г. для улучшения положения квартирмейстеров была создана Квартирмейстерская часть, офицеры и унтер-офицеры которой отвечали и за “изучение местности и дорог, колонновождение, разведку, съемку и подготовку ландкарт…”3
Реконструкция детальной карты административно-территориального деления России в середине XVIII в. – сложная задача, поставленная учеными еще в середине XIX в.1 и до сих пор не вполне решенная. В середине XX в. важные результаты в этой области были достигнуты В. М. Витовым и И. В. Власовой2; исследовательской группой из Института истории СССР во главе с Я. Е. Водарским и В. М. Кабузаном на основе систематической обработки материалов подворной переписи 1678 г. и ландкарт первой половины XVIII в. были созданы карты административного деления этого времени3. К сожалению, результаты этих исследований были опубликованы только в виде нескольких мелкомасштабных схем4. Целый ряд важных исследований, посвященных реконструкции границ XVII–XVIII вв., появился также в последние годы5, однако эта работа все еще далека от завершения.
Одной из задач описания церковно-монастырских владений и имуществ начала XVIII в., производившегося по именному указу от 31 января 1701 г., являлась фиксация документально подтвержденных прав Русской православной церкви на земли, угодья и различные промыслы, городские и посадские дворы и т. п.1 Согласно “типовому” наказу переписчикам из Монастырского приказа, текст которого недавно опубликован, они должны были “жалованные грамоты, и вкладные, и иные всякие вотчинные крепости, и зделочные писма по тому же пересмотреть и переписать все имянно”2. Соответственно, в описных книгах, как правило, находят отражение сведения о монастырских и архиерейских документальных собраниях. Следует подчеркнуть, что архивы архиерейских домов, несмотря на публикацию ряда их описей, остаются менее изученными по сравнению с монастырскими3.
Ревнители благочестия или “боголюбцы” – одно из важнейших явлений русской церковной, культурной и литературно-книжной жизни XVII века. Кружок “боголюбцев”1 оказал ключевое влияние на ход отечественной истории, в том числе на раскол Церкви и всего русского общества, течение книжной справы и развитие церковных институтов. Круг людей, входивших в это сообщество, оформился в 1640-е гг., его организующим “центром” был протопоп Стефан Внифантьев, туда же входили, среди прочих, протопоп Аввакум, патриарх Никон, Иоанн (Григорий) Неронов. Поэтому чрезвычайно важны находки новых книг и инскрипций, которые принадлежали причастным к кругу ревнителей благочестия.
Писцовые и переписные книги XVII в., содержащие описание податных объектов и тяглого населения, занимали видное место в системе налогового учета Русского государства и остаются одним из важнейших источников для изучения социально-экономической истории. Поэтому издательский проект “Арзамасский уезд в XVII веке”, реализуемый нижегородскими архивистами с 2017 г. и призванный хронологически продолжить издания, выходившие в досоветский период, предусматривает публикацию писцовой книги 1621–1623 гг. и переписных книг, созданных в результате валовых описаний, проведенных в 1646 г. и в 1677/78 г. Материалы письма и переписей, наряду с актами приказной избы и десятнями “служилого города”, составляют, на наш взгляд, репрезентативный комплекс документальных источников, относящихся к данному уезду.
История становления и развития белорусской археографии уже находила освещение в ряде предыдущих работ автора1, в том числе и публиковавшихся на страницах “Археографического ежегодника”2, целью настоящей статьи является показать современное состояние археографии в Республике Беларусь в широком ее понимании.
Цель этой статьи – сообщить об основных достижениях и особенностях развития археографической науки в Сербии, отраженных в изданиях описаний рукописных книг, прежде всего кириллических, а также исторических документов, опубликованных на протяжении 2016–2023 гг. Так как работа в этой области, ведущаяся сербскими коллегами, весьма обширна, в рамках одной статьи невозможно охватить все публикации последнего времени и все их аспекты. Поэтому первостепенное внимание здесь будет уделено изданиям каталогов различных собраний рукописей и документов, находящихся как в самой Сербии, так и за ее пределами. В ряду рукописей, представленных в этих описаниях, примечательны письменные памятники истории русско-сербских связей, о чем подробнее будет сказано ниже.
20 января 2019 г. исполнилось 200 лет со дня учреждения Общества по изучению ранней германской истории (Gesellschaft für ältere deutsche Geschichtskunde). С 1826 г. в основанной обществом серии “Monumenta Germaniae Historica” (далее – MGH) начали выходить фундаментальные публикации источников по истории Западной Европы за почти тысячелетний период. В настоящее время издание продолжается, его подготовкой занимается одноименный институт, ныне базирующийся в Мюнхене и имеющий свои представительства в ряде других немецких городов. При сохранении избранной первоначально структуры серии1 и основных подходов в организации издания, новые тома выходят по современным требованиям. Нередки случаи переиздания источников с учетом новейших достижений медиевистики. Публикуемые в течение двух столетий тома серии MGH представляют собой сочетание археографической классики и новых тенденций, оставаясь в числе наиболее авторитетных в мире документальных серий.
Наше исследование основано на проекте публикации дипломатической переписки России XVI в. и не призвано решать проблемы, выходящие за пределы данного проекта, поэтому необходимо внести оговорки, без которых не будут понятны дальнейшие наблюдения за археографическими опытами, восходящими к эпохе Просвещения и вплоть до наших дней значимыми для исторической науки и других отраслей гуманитарного знания:
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО НАУКА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 121099 г. Москва, Шубинский пер., 6, стр. 1
- Юр. адрес
- 121099 г. Москва, Шубинский пер., 6, стр. 1
- ФИО
- Николай Николаевич Федосеенков (Директор)
- E-mail адрес
- info@naukapublishers.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 2767735