В статье представлены результаты анализа медиакомпетентности студентов массмедийных направлений Алтайского государственного университета. Изучению подлежал уровень осведомленности студентов о функциональных возможностях нейросетей в медиапроизводстве, наличие навыков работы с технологиями искусственного интеллекта и готовность применять нейросетевые технологии в профессиональной деятельности. Полученные данные позволили актуализировать набор профессиональных медиакомпетенций навыками и умениями, которые в условиях нейросетевой революции необходимы будущим медиаспециалистам.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
Нейросетевая революция внесла изменения в привычные процессы медиапроизводства. По словам главы Национального центра развития искусственного интеллекта при правительстве России Сергея Наквасина, сектор информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникаций уже занял лидирующие позиции по внедрению технологий искусственного интеллекта в профессиональную деятельность1. Нейросети стали выступать инструментом решения базовых задач при создании медиапродукта, который позволяет ускорить и оптимизировать производственный цикл. «Они не только совершенствуют творческий процесс, осуществляемый человеком, поднимая его на новый уровень, но также становятся его полноценными участниками» (Распопова, 2024: 445). Согласно исследованию компании Muck Rack «Состояние журналистики в 2024 году», сегодня почти 30% медиаспециалистов используют в работе нейросетевые технологии, делегируя им поиск необходимой информации и генерацию контента2.
Список литературы
1. Глава Национального центра развития ИИ: основная угроза - слепое доверие к технологиям // Тасс. 2023. Режим доступа: https://tass.ru/interviews/19312643.
2. The State of Journalism 2024. Muckrack. 2024. Available at: https://muckrack.com/research/state-of-journalism-2024?_gl=1*1yset*_gcl_au*MTY1NTQzNjE4OC4xNzI5MzQzNjk3.
3. Прогноз погоды от нейросети запустил в эфир ставропольский телеканал “СвоёТВ” // Телеканал “СвоёТВ. Ставропольский край”. 2023. Режим доступа: https://stv24.tv/novosti/prognoz-pogody-ot-nejroseti-zapustil-v-efir-stavropolskij-telekanal-svoyotv.
4. Нейросеть создала постеры для третьего сезона “Мир! Дружба! Жвачка!”. Премьера сериала состоится уже весной // РБК. 2023. Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/63fcdb9a9a79479498f0a9a8.
5. Как выглядит первая газета РБК, созданная в соавторстве с нейросетями // РБК. 2023. Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/29/04/2023/644cc8fe9a79476874dd9f28.
6. “Сидоровы”: как снимают первый российский сериал по сценарию нейросети // Газета.ru. 2023. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/culture/2023/03/06/16353061.shtml.
7. Внедрение ИИ в СМИ достигнет предела, а творить будет человек: На медиа-саммите в Китае обсудили влияние технологий на облик медиасферы // RG.RU. 2024. Режим доступа: https://rg.ru/2024/10/14/v-kitae-prohodit-vi-vsemirnyj-media-sammit-posviashchennyj-ii-v-zhurnalistike.html.
8. Владимир Евстафьев об основных направлениях развития искусственного интеллекта, о его влиянии на медиаобразование и коммуникационную деятельность // МедиаТренды. 2024. Режим доступа: https://www.journ.msu.ru/about/mediatrends/42741.
9. Работодатели начали требовать от сотрудников навыков владения нейросетями // RG.RU. 2023. Режим доступа: https://rg.ru/2023/05/28/vyshli-iz-seti.html.
10. Соловьев считает, что журналистов в будущем ждет конкуренция с искусственным интеллектом // ТАСС. 2023. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/19171323.
11. 2% российских специалистов имеют высокий уровень владения навыками работы с ИИ // Comnews.ru. 2024. Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/231785/2024-02-29/2024-w09/1010/12-rossiyskikh-specialistov-imeyut-vysokiy-uroven-vladeniya-navykami-raboty-ii.
12. Искусственный интеллект в медиаобразовании. Взгляд экспертов (Татьяна Фролова, Мария Аникина, Татьяна Яковлева) // МедиаТренды. 2024. № 2 (96). Режим доступа: https://www.journ.msu.ru/downloads/2024/MediaTrends_96.pdf.
13. Влияние цифровой трансформации на медиаобразование // МедиаТренды. 2024. № 2 (96). Режим доступа: https://www.journ.msu.ru/downloads/2024/MediaTrends_96.pdf.
14. Блохин И.Н. Медиакомпетентность личности: ролевой анализ // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. 2014. № 2 (4). С. 136-146.
15. Вартанова Е.Л. О важности медиаобразования: два урока пандемии // Меди@льманах. 2021. № 1 (102). С. 8-13.
16. Жилавская И.В., Мин Ш. Особенности медиаобразовательной деятельности библиотек в зарубежных странах // Theory and methods of teaching. 2019. С. 585-593.
17. Загидуллина М.В. Панмедиатизация как основа ментально-языковых трансформаций // Ментально-языковые трансформации русской лингвокультурной личности: Поиск идентичности в медиатизированном обществе: коллективная монография. Челябинск: Челябинский государственный университет. 2018. С. 41-79.
18. Медведева М.В. Медиакомпетентность как компонент политической культуры молодежи России: дис. … канд. полит. наук. СПб., 2022.
19. Олешко В.Ф., Олешко Е.В. Сквозные цифровые технологии: диапазон возможностей современных массмедиа // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. № 3. С. 564-585.
20. Плаксина С.С., Куприянова А.М., Ильина А.Ю. Медиа и компетенции: новый взгляд на подготовку специалистов в сфере массовых коммуникаций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2024. Т. 11. № 3. С. 353-364.
21. Распопова С.С. Журналистское творчество в эпоху нейросетей // Неофилология. 2024. Т. 10. № 38. С. 442-451.
22. Рубцова Н.В. Нейросети в медиа: возможности, проблемы, перспективы для будущих медиаспециалистов // Вопросы теории и практики журналистики. 2024. Т. 13. № 1. С. 156-171.
23. Симакова С.И., Топчий И.В. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 226-233.
24. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. 2007. № 10. C. 75-108.
25. Хлызова Н.Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342. С. 188-191.
26. Чичерина Н.В. Медиаграмотность как ключевая компетенция современного специалиста: структура и содержание // Вестн. Север. (Аркт.) Федер. унта. Сер.: Гуманитар. и соц. науки. 2012. № 1. С. 152-158.
27. Fedorov A., Levitskaya A. (2017) Media education and media criticism in the educational process in Russia. Media education and media criticism in the educational process in Russia. European Journal of Contemporary Education 6 (1): 39-47.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье изложены основания для использования технологий искусственного интеллекта на региональном телеканале, показаны образцы полученных текстов, представлены кейсы взаимодействия работников телеканала с программными нейросетевыми решениями. Особое внимание уделено формальному рерайту новостных текстов, использованию оцифрованного телеведущего – «прогноз погоды», а также подготовке текстов для новостей в образе «Уральская бабушка».
В статье анализируются посты на социально значимые темы в новостных Telegram-каналах и пабликах «ВКонтакте» г. Сочи. Определяя круг источников, использованных при создании материалов, и разбирая инициированные самими новыми медиа инфоповоды, автор приходит к выводу о тесной взаимосвязи новых медиа и традиционных СМИ и определяет роль первых преимущественно как ретрансляторов новостей, лишь в редких случаях вносящих в городскую новостную систему собственные инфоповоды.
В данной статье представлены результаты исследования 162 видеороликов с каналов «Сычев Подкаст и Денис Казанский», Nobel и «КраСава» на тему использования кликбейта в современных спортивных видеоинтервью. Анализ был произведен по трем компонентам использования кликбейта: в заголовке, в описании и в видеозаставке (превью). Также мы оценили эффективность использования данного метода привлечения внимания аудитории на базе оценки пользовательской активности (просмотры, лайки, комментарии). Результаты продемонстрировали необходимость использования кликбейта для привлечения аудитории в вопросах потребления вторичного спортивного видеоконтента на видеохостинговых сервисах, а также опровергли взаимосвязь кликбейта с фейковой, неточной информацией в анализируемом сегменте.
В статье представлен анализ одной из крупнейших российских цифровых экосистем «Яндекс». Анализируются организационные изменения и динамика основных бизнес-сегментов «Яндекса» с момента основания по 2023 год включительно. Отдельное внимание уделено характеристике медиакоммуникационных активов компании и их роли в построении цифровой экосистемы. Данная статья представляет собой продолжение работы по описанию цифровых экосистем России, начатой автором на материале VK. Результаты исследования открывают возможность перехода к сравнительному анализу цифровых платформ и обобщению знаний о новых игроках национального медиарынка.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/