В статье анализируются посты на социально значимые темы в новостных Telegram-каналах и пабликах «ВКонтакте» г. Сочи. Определяя круг источников, использованных при создании материалов, и разбирая инициированные самими новыми медиа инфоповоды, автор приходит к выводу о тесной взаимосвязи новых медиа и традиционных СМИ и определяет роль первых преимущественно как ретрансляторов новостей, лишь в редких случаях вносящих в городскую новостную систему собственные инфоповоды.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
В начале 2010 гг. при описании системы новых медиа выделялись следующие взаимосвязанные между собой процессы, лежащие в ее основе: конвергенция, дигитализация, интерактивность и принадлежность медиаресурсов к сетевому пространству (Карякина, 2010: 128). Широкий перечень обозначенных признаков позволил включить в число новых медиа многочисленные ресурсы – от интернет-СМИ и интернет-ТВ до социальных сетей и других ресурсов Web 2.0. При этом уже тогда подчеркивалось революционное значение именно социальных медиа, которые расширили пространство журналистской коммуникации (Рогалева, Шкайдерова, 2015: 223), дали возможность говорить о новом этапе в развитии гражданской журналистики (Карякина, 2010: 129) расширили «вовлеченность аудитории в информационный процесс» (Алгави, Аль-Ханаки, 2012: 61) и «возможности различных акторов предлагать свою повестку СМИ, обществу и власти» (Гарбузняк, 2020: 629).
Список литературы
1. Mediascope. Данные по аудитории СМИ. Режим доступа: https://mediascope.net/data/#internet (дата обращения: 02.06.2024).
2. Алгави Л.О., Аль-Ханаки Д.А. Н. Функции социальных медиа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2012. № 3. С. 56-62.
3. Гарбузняк А.Ю. Повестка дня новых медиа: подходы к методике исследования // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. T. 9. № 4. С. 627-641.
4. Горчакова О.Ю., Ларионова А.В., Александрова Ю.К., Петров Е.Ю. Особенности новостного дискурса социально-политической тематики на примере региональных новостных пабликов в социальной сети “ВКонтакте” // Филология: научные исследования. 2021. № 3. С. 1-17. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.3.35234
5. Градюшко А.А., Нигматуллина К.Р., Пустовалов А.В. Сообщества “ВКонтакте” и их роль в медийном ландшафте: опыт трех регионов // Труды БГТУ. Сер. 4. Принти медиатехнологии. Минск: БГТУ. 2019. № 1 (219). С. 54-61.
6. Давыдов С.Г., Логунова О.С. Сообщества московских районов в социальных медиа: контент и его модерация // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 204-221. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.10
7. Дементьева К.В. Развитие Telegram-каналов в медиапространстве российских регионов: специфика, типология, перспективы развития (на примере Telegram-каналов республики Мордовия) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология. 2021. Т. 20, № 6. С. 131-144. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-131-144
8. Довбыш О.С. Специфика взаимодействия СМИивластей в российских регионах // Журналистский ежегодник. № 4. 2015. С. 158-163.
9. Зуйкина К.Л., Аникина М.Е. Районные Telegram-каналы Москвы: опыт контент-аналитического исследования // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2023. № 6. С. 87-117. 10.30547/vestnik. journ.6.2023.87117. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2023.87117
10. Канайлова А.О. Способы и приемы работы городских новостных медиа с текстами на социально значимые темы // МедиаАльманах. 2024. № 4 (123). С. 84-94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2024.8494
11. Карякина К.А. Актуальные формы и типологические модели новых медиа // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. № 3. С. 128-137.
12. Колесниченко А.В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 51-74. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.5275
13. Матвеева И.Ю., Лободенко Л.К. Городские сетевые сообщества: анализ информационной повестки дня и вовлеченности аудитории // Вопросы теории и практики журналистики. 2023. Т. 12. № 2. С. 310-332. DOI: 10.17150/2308-6203.2023.12(2).310-332
14. Нарожный Т.И. Ведущие белгородские Telegram-каналы: векторы типологизации // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 15 (49). С. 153-155.
15. Рогалева О.С., Шкайдерова Т.В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор) // Вестник Омского университета. 2015. № 1 (75). С. 222-225.
16. Свитич Л. Г. Методологические предпосылки системного исследования городских газет / Свитич Л. Г., Смирнова О. В., Ширяева А. А., Шкондин М. В. // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. Т. 4. № 1. С. 5-19. 10.17150/ 2308-6203.2015.4(1).5-19. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).5-19
17. Litvinenko A., Nigmatullina K. (2020) Local Dimensions of Media Freedom: A Comparative Analysis of News Media Landscapes in 33 Russian Regions. Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization 28 (3): 393-418.
18. Nigmatullina K. R., Bodrunova S. S., Rodossky N., Nepiyushchikh D. (2022) Cumulative Effects in Complaining Comments on Social Networks in Russia // Digital platforms and the future of legacy media: Четырнадцатые международные научные чтения в Москве “СМИимассовые коммуникации-2022”. М.: Факультет журналистики МГУ. С. 68-69.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье изложены основания для использования технологий искусственного интеллекта на региональном телеканале, показаны образцы полученных текстов, представлены кейсы взаимодействия работников телеканала с программными нейросетевыми решениями. Особое внимание уделено формальному рерайту новостных текстов, использованию оцифрованного телеведущего – «прогноз погоды», а также подготовке текстов для новостей в образе «Уральская бабушка».
В статье представлены результаты анализа медиакомпетентности студентов массмедийных направлений Алтайского государственного университета. Изучению подлежал уровень осведомленности студентов о функциональных возможностях нейросетей в медиапроизводстве, наличие навыков работы с технологиями искусственного интеллекта и готовность применять нейросетевые технологии в профессиональной деятельности. Полученные данные позволили актуализировать набор профессиональных медиакомпетенций навыками и умениями, которые в условиях нейросетевой революции необходимы будущим медиаспециалистам.
В данной статье представлены результаты исследования 162 видеороликов с каналов «Сычев Подкаст и Денис Казанский», Nobel и «КраСава» на тему использования кликбейта в современных спортивных видеоинтервью. Анализ был произведен по трем компонентам использования кликбейта: в заголовке, в описании и в видеозаставке (превью). Также мы оценили эффективность использования данного метода привлечения внимания аудитории на базе оценки пользовательской активности (просмотры, лайки, комментарии). Результаты продемонстрировали необходимость использования кликбейта для привлечения аудитории в вопросах потребления вторичного спортивного видеоконтента на видеохостинговых сервисах, а также опровергли взаимосвязь кликбейта с фейковой, неточной информацией в анализируемом сегменте.
В статье представлен анализ одной из крупнейших российских цифровых экосистем «Яндекс». Анализируются организационные изменения и динамика основных бизнес-сегментов «Яндекса» с момента основания по 2023 год включительно. Отдельное внимание уделено характеристике медиакоммуникационных активов компании и их роли в построении цифровой экосистемы. Данная статья представляет собой продолжение работы по описанию цифровых экосистем России, начатой автором на материале VK. Результаты исследования открывают возможность перехода к сравнительному анализу цифровых платформ и обобщению знаний о новых игроках национального медиарынка.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/