Публикации автора

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2025)

Цель. Описание ряда условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя на курсах повышения квалификации. Актуальность темы статьи обусловлена запросом государства на повышение качества профессиональной деятельности учителя, что отражено в государственном профессиональном стандарте «Педагог». Такое повышение квалификации опирается на необходимость учёта требований профессиональных стандартов для педагогических работников к профессиональной деятельности, учёта изменения условий обучения, обновления его содержания. Развитие профессиональной субъектности - важный процесс, позволяющий учителю совершенствовать профессиональную деятельность через управление собственной учебной деятельностью в системе повышения квалификации.

Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования стали антропологический, андрагогический, субъектный подходы. В рамках исследования были использованы метод анализа литературных источников, метод экспертизы значимых исследований по выбранным вопросам, метод определения сегмента собственного исследования в проблемном пространстве темы, метод наблюдения.

Результаты исследования. Основными результатами исследования стали выявленные педагогические условия, обобщённые характеристики педагогических условий, способствующих развитию профессиональной субъектности учителя.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость работы заключается в раскрытии условий развития профессиональной субъектности учителя: принятие учителем в педагогической практике позиций профессиональных стандартов; организация курсов повышения квалификации по современным педагогическим проблемам; передача в содержании обучения профессиональных учительских ценностей. Практическая значимость состоит в разработке и использовании материалов исследования в постдипломном образовании.

Выводы. Актуальные исследования профессиональной субъектности учителя указывают на необходимость выявления условий её развития. В рамках статьи нами предложен ряд таких условий, как учёт требований современных профессиональных стандартов в постдипломном обучении; организация постдипломного обучения учителей на основе антропологического, андрагогического, субъектного подходов; утверждение в содержании обучения профессиональных ценностей учителя как профессиональных педагогических ориентиров. Соблюдение указанных условий в постдипломном обучении дало возможность говорить о положительной динамике развития профессиональной субъектности учителей.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ПИЛЮГИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ (2025)

Цель. Определить методы формирования личностных качеств и профессиональных навыков будущих менеджеров в процессе обучения в образовательных организациях высшей школы.

Методология и методы. Методология исследования характеризуется следующими методами: общенаучный, историко-педагогический, сравнительно-исторический.

Результаты. Определены основные виды деятельности, в которых формируются личностные качества и профессиональные навыки будущего менеджера. Систематизированы основные группы навыков, необходимые для эффективной работы в сфере менеджмента, а также методы, которые способствуют формированию этих навыков.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки новых образовательных программ и методик, направленных на повышение качества подготовки управленческих кадров. А также работодателями, заинтересованными в найме квалифицированных менеджеров, для оценки уровня подготовки кандидатов и выбора наиболее подходящих специалистов.

Выводы. Учёт выделенных видов деятельности, в которых формируются личностные качества и профессиональные навыки будущего менеджера, а также основных групп навыков, необходимых для эффективной работы в сфере менеджмента и методов, которые способствуют формированию личностных качеств и профессиональных навыков будущего менеджера, может существенно повысить эффективность подготовки управленческих кадров в процессе обучения в образовательных организациях высшей школы.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): КУЗНЕЦОВА ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИММЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (2025)

С помощью анализа основных принципов нравственно-эстетического образования обобщается опыт и правила его реализации в вузе. Нравственно-эстетическое образование рассматривается как один из сценариев иммерсивного обучения. Педагогическая практика показывает, что нравственно-эстетическое образование - это образование, основанное на опыте, эффект которого должен достигаться за счет эмоционального резонанса преподавателей и студентов. Проведенный анализ позволяет заключить, что в эпоху цифровых медиа развитие новых технологий, таких как виртуальная реальность, дополненная реальность и концепции метавселенной, предоставляет больше возможностей для иммерсивного эстетического образования и вносит большой вклад в личностное становление студентов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ЧЭНЬ ЦЗЫШИ, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИММЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (2025)

С помощью анализа основных принципов нравственно-эстетического образования обобщается опыт и правила его реализации в вузе. Нравственно-эстетическое образование рассматривается как один из сценариев иммерсивного обучения. Педагогическая практика показывает, что нравственно-эстетическое образование - это образование, основанное на опыте, эффект которого должен достигаться за счет эмоционального резонанса преподавателей и студентов. Проведенный анализ позволяет заключить, что в эпоху цифровых медиа развитие новых технологий, таких как виртуальная реальность, дополненная реальность и концепции метавселенной, предоставляет больше возможностей для иммерсивного эстетического образования и вносит большой вклад в личностное становление студентов.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): ЧЭНЬ ЦЗЫШИ, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ SOFT, HARD, МЕТА И TRANSFERABLE SKILLS КАК КЛЮЧЕВЫХ НАВЫКОВ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА (2024)

Процесс профессиональной подготовки специалистов для сферы управления не теряет своей актуальности. В частности, сегодня особо значимым становится вопрос формирования комплекса ключевых навыков будущего менеджера в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования. В статье дана характеристика ключевых навыков будущего менеджера: soft, hard, meta и transferable skills. На основе анализа учебного плана по направлению подготовки 38.03.02 - Менеджмент представлены дисциплины, в ходе освоения которых формируются soft и hard skills. Выделены перспективные направления формирования у будущих менеджеров ключевых профессионально значимых навыков.

Издание: ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2024)
Автор(ы): КУЗНЕЦОВА ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУБЪЕКТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ (2025)

Введение. Современное школьное образование претерпевает обновление, которое требует от учителя новых умений. Противоречие между необходимостью владения учителем рядом профессиональных компетенций и недостаточной их сформированностью определяет заявку к системе дополнительного профобразования на дальнейшее становление профессиональной субъектности учителя, создающей условия для устранения профессиональных затруднений. Целью нашего исследования становится исследование развития профессиональной субъектности учителя. Ведущими методами – анализ литературы и педагогический эксперимент. Теоретический анализ. Проведение теоретического анализа позволило сделать вывод о существовании разных научных взглядов на профессиональную субъектность: как на специфическую способность личности проектировать, реализовывать, оценивать собственную деятельность, как на инструмент адаптации личности к профессии через образование и самообразование, как на систему умений по профессиональному саморазвитию, саморегуляции человека. Эмпирический анализ. В рамках эмпирического анализа, педагогического эксперимента выявлены разные уровни развития профессиональной субъектности учителя. Метод применения системы творческих заданий позволил сделать вывод о нем как о важном педагогическом условии развития профессиональной субъектности учителя.

Выводы. Развитие профессиональной субъектности учителя в учреждении системы дополнительного профессионального образования эффективно осуществляется при использовании в обучении метода применения системы творческих заданий.

Издание: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Автор(ы): ПИЛЮГИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ (2025)

Традиционные подходы и методы обучения, как и традиционные университеты, сохраняют приоритет в части фундаментального и престижного образования, сочетая при этом большинство из известных методов работы как в аналоговой, так и в цифровой (виртуальной) среде. Самостоятельное обучение наиболее результативно в сессионном сочетании стационарного классического типа и самостоятельного онлайн-обучения, которые не исключают друг друга. При этом инновационные подходы разрабатываются в основном для второго сегмента и в основном – в его технологической части, касающейся предоставления удаленного доступа, расширения контента и совершенствования инструментов контроля. Реальная эффективность удаленного самостоятельного онлайн-обучения, в отличие от классического университетского, пока не ясна ввиду отсутствия общепринятых критериев оценки. Таким образом, инновационные подходы в самостоятельном обучении студентов реализуются прежде всего в сфере технологического (программно-аппаратного) обеспечения учебного процесса, включая вовлечение в него искусственного интеллекта, тогда как педагогические инновации актуальны и ещё требуют научного обоснования.

Издание: ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО НОВОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): У Пэнфэй, СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА
Сохранить в закладках