Для успешной реализации поставленных обществом воспитательных и образовательных задач современному преподавателю необходимо в совершенстве владеть коммуникативными и организаторскими способностями. В связи с этим цель настоящего исследования - оценка уровня развития коммуникативных и организаторских компетенций преподавателей высшей медицинской школы.
В диагностическом обследовании приняли участие 35 преподавателей Тверского государственного медицинского университета, осуществляющих свою профессиональную педагогическую деятельность на кафедрах медицинской биологии и генетики, анатомии, биохимии, русского языка и фармакологии. В выборку эмпирического исследования вошли представители мужского и женского пола, возраст которых составляет 35-75 лет. Использовалась методика изучения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей профессорско-преподавательского состава медицинского вуза В. В. Синявского, В. А. Федорошина. В основу методики заложен принцип личностной оценки участником исследования особенностей своего поведения в различных жизненных ситуациях. Стимульный материал состоит из 40 вопросов, 20 из которых предназначены для изучения коммуникативных компетенций, а 20 отражают степень развития организаторских способностей преподавателей.
Исследование выявило недостаточный уровень развития коммуникативных и организаторских способностей преподавателей ТвГМУ. Сегодня важнейшей задачей преподавателя - врача высшей медицинской школы является развитие коммуникабельной личности будущего профессионала в области медицины, обладающего такими важными в современном обществе личностными качествами, как сострадание и сопереживание другим людям, уважение к традициям своей страны, готовность к выполнению профессионального и гражданского долга врача. Для выполнения поставленной обществом задачи преподавателю необходимо иметь высокую степень развития коммуникативных и организаторских компетенций.
В работе представлена аналитика основных концептов: психологическое здоровье, духовно-нравственные ценности, осмысленность жизни, насильственный экстремизм, диспозиции насильственного экстремизма. В фокусе темы исследования психологическое здоровье редуцируется до двух его позиций: акта выбора студентами духовно-нравственных ценностей как приоритетных и предикторов осмысленности жизни. Обоснована корреспонденция дефицита психологического здоровья с отдельными диспозициями насильственного экстремизма. В качестве риск-диспозиций насильственного экстремизма выявлены конвенциональное принуждение и антиинтрацепция. Полученная и интерпретированная база данных может быть использована для психолого-педагогической, воспитательной и других видов работы по противодействию радикализму, экстремизму, терроризму.