Архив статей журнала
Объект и цель научной работы. Объекты исследования – получение и применение присадок водорода и водородосодержащих газов к воздуху. Использование водорода в качестве присадки к дизельному топливу (ДТ) до настоящего времени не изучалось. Целями являются разработка, изготовление и испытание устройства для получения присадки водорода в ДТ и исследование характеристик дизеля при работе на модифицированном топливе.
Материалы и методы. Исследования проводились на спроектированной и изготовленной экспериментальной установке для получения газовой присадки, растворенной в ДТ, на основе конструкции роторно-пульсационного аппа-рата (РПА). Сделан хроматографический анализ химического состава растворенного в топливе газа. Проведены сравнительные испытания отсека дизеля Ч 10,5/12 по нагрузочной характеристике на топливе с газовой водородосодержащей присадкой.
Основные результаты. Полученный из дизельного топлива газ проанализирован на хроматографе. Состав газо-вой смеси показал, что наряду с широким спектром различных легких углеводородов в смеси присутствует этилен. Он является промотором, инициирующим химические реакции. Добавление промоторов в небольших количествах к топ-ливу значительно ускоряет процесс горения. Максимальное содержание легкой газовой фазы, содержащейся в модифицированном топливе, накапливается в течение 7,5 мин. с начала обработки. С увеличением времени обработки про-исходит процесс удаления газа из топлива, и плотность модифицированного топлива увеличивается. Следовательно, оптимальное время обработки ДТ на экспериментальной установке для получения максимального количества водородосодержащей присадки – 7,5 мин.
Заключение. Сравнительные испытания дизельного двигателя на дистиллятном топливе и топливе с водородосодержащей присадкой показали уменьшение концентрации нормируемых загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах. Для сокращения расхода топлива с использованием водородосодержащей присадки необходимо дополнительно провести НИР по оптимизации характеристики тепловыделения. Дизельное топливо с водородосодер-жащей присадкой рекомендуется к практическому использованию в судовых энергетических установках.
Объект и цель научной работы. Исследуются подходы к конструированию ранее реализованных и современных нагрузочных устройств (НУ) с целью технического и технологического совершенствования для соответствия новым требованиям к источникам электроэнергии и судовых электроэнергетических систем (ЭЭС) в целом.
Материалы и методы. В работе использованы данные публикаций, а также техническая документация из архива Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии (ЦНИИ СЭТ) по НУ постоянного и переменного тока, программы и методики испытаний судовых источников электроэнергии.
Основные результаты. Подтверждена приоритетность использования в нагрузочных устройствах, построенных на базе элементов с активным и индуктивным сопротивлением, применения принудительного воздушного охлаждения, что не исключает применения водяного охлаждения в НУ большой мощности. Для повышения величины сопротивле-ния изоляции электрических цепей относительно корпуса НУ при использовании в качестве активной составляющей нагрузки трубчатых электронагревателей, установленных на общей металлической панели и включенных в параллель, целесообразно изолировать панель термостойкими изоляторами относительно корпуса НУ. Предложены варианты технических решений перспективных модулей для построения типорядов НУ постоянного и переменного тока.
Заключение. Для швартовных испытаний судовых источников энергии широкого диапазона мощностей целесообразно применение активно-индуктивных НУ, обладающих существенными преимуществами по сравнению с другими устройствами подобного назначения: простотой, надежностью технического решения, низкой стоимостью, а также отсутствием технологической зависимости от организаций-производителей и потребителей электроэнергии.