Архив статей журнала

КИНОСТУДИЯ КАК ИНСТИТУТ ПАМЯТИ О ВОЙНЕ? "АВТОРИТЕТНЫЕ ЗРИТЕЛИ" И СОВЕТСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРНОЙ ТРАВМЫ (1960-1980-Е ГГ.) (2023)
Выпуск: Т. 4 № 2 (2023)
Авторы: Павловский Алексей Федорович

Институциональный подход в memory studies предполагает изучение устойчивых организационных структур, ответственных за производство культурной памяти. Обращаясь к проблеме позднесоветских институтов памяти о Великой Отечественной войне в 1960-1980-е гг., автор рассматривает киностудию на примере «Ленфильма» как особый институт памяти и культурной травмы войны. Основываясь на институциональных источниках (сценарные дела, художественные советы и др.), автор предлагает изучать производство советских фильмов о войне как взаимодействие сложной системы конфликтующих «авторитетных зрителей», обладавших (относительной) автономией, функциями и разным типом авторитета в суждении о прошлом - «властью памяти». Автор обосновывает типологию такой «власти памяти» («власть автора», «власть студии», «власть культурной бюрократии», «власть партии», «власть военных», «власть цеха», «власть медиа») и суммирует основные свойства, присущие системе культурного производства и влиявшие на кинопамять о войне в «долгие 1970-е», - ее стабильность, «институциональную непрозрачность», «постоянство торга», дублирование партийно-бюрократического контроля, оспаривание и защиту «автономии автора».

Сохранить в закладках