Архив статей журнала
Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в область образования знаменует собой неизбежную трансформацию традиционных методов, предлагая персонализированное обучение и адаптацию под образовательные потребности и индивидуальные особенности студентов, управление и интеллектуальную автоматизацию бизнес-процессов вуза. Однако эта интеграция сопряжена с определенными трудностями: она требует системного подхода и комплексной подготовки субъектов образовательного процесса. Цель статьи состоит в эмпирическом изучении практики реализации и использования инструментов искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза, выявление особенностей и перспектив их интеграции в условиях цифровой трансформации образования. В ходе работы применялись теоретические, эмпирические и математические методы исследования. В качестве базы исследования выступили пять государственных вузов РФ. В опросе приняли участие 294 преподавателя и 936 студентов педагогических направлений подготовки. Результаты исследования, обсуждения. В ходе опроса были выявлены навыки и умения, применяемые респондентами при использовании ИИ; их отношение к технологии, оценка ее воздействия на образовательный процесс и частота использования сервисов ИИ; мотивация к изучению и применению ИИ в учебной и профессиональной деятельности; опасения, трудности и мотивация к дальнейшему освоению и использованию интеллектуальных инструментов и сервисов. В заключении на основе полученных данных делается вывод о том, что в целом и студенты, и педагоги относятся нейтрально либо позитивно к интеграции искусственного интеллекта в высшее образование. Однако студенты используют интеллектуальные инструменты чаще, чем педагоги. Также анкетирование выявило запрос со стороны преподавателей вузов на методическую поддержку и повышение квалификации в области практического применения ИИ в профессиональной деятельности. В ответ на данную потребность авторами предложена программа дополнительного профессионального образования, включающая методические, технические, юридические и этические аспекты использования интеллектуальных инструментов и сервисов в педагогической практике.