Архив статей журнала
Проведены почвенно-археологические исследования остатков постройки на территории «Древнеславянского городища» (городище Михайловский кордон, славянская боршевская культура конца I тыс. н. э.) в Воронежской области с целью получения новых данных о планировке городища, характере домостроительства, жизнеобеспечения, хозяйства, бытового обихода. Исследования позволяют говорить о специфике использования строительных комплексов на площади городища, о возможности определения времени их активного использования.
Впервые рассматривается орнаментированное стремя из известного раннесредневекового погребения в Балык-Сооке (Центральный Алтай). Оно позолочено и таушировано, украшено гравировкой в виде растительного орнамента. Погребение датируется в интервале второй половины VII - третьей четверти VIII в. Приводится широкий круг аналогий «статусным» стременам с пластинчатой петлей из памятников кочевой знати с территории Южной Сибири, Центральной Азии, Восточной и Центральной Европы.
Предложена методика определения обороноспособности укреплений бакальской культуры периода раннего средневековья в лесостепи Тоболо-Ишимья по балльной системе с учетом высоты над поймой, размеров вала и рва, наличия эскарпов, бастионов, соотношения площадей цитадели и наружной площадки. Показатели городищ по ним различаются в 3 раза, что указывает на разные функции укреплений. Это позволяет высказать гипотезу, что ряд объектов являлись пограничными укреплениями, политико-административными центрами, убежищами.
Приводится информация о проведенных в ноябре 2015 – январе 2016 г. раскопках вблизи р. Газанбулаг на Борсунлинском курганном поле. На участке «Лагерь» было раскопано 9 курганов, в погребениях обнаружены богатые археологические материалы, значимые для изучения мировоззренческих представлений, социального положения и быта жителей указанной территории Азербайджана в древности. По типу и структуре сооружений, вещевому материалу, а также по результатам радиокарбонного анализа курганы датируются в основном концом периода бронзы - началом эпохи раннего железа, а точнее, X-IX вв. до н. э.
Рассматривается берестяное изделие, обнаруженное в ходе полевых исследований А. П. Уманского в Тальменском районе Алтайского края на некрополе эпохи раннего железа Новотроицкое-1. Авторами предпринята попытка создания экспериментальных стилистических реплик изучаемого изделия. Предполагается, что схематичность экстерьера новотроицкой фигурки позволяет рассматривать ее в качестве своеобразной погребальной куклы. Иконография образа новотроицкого антропоморфа охарактеризована в контексте связей населения Верхнего Приобья второй половины I тыс. до н. э. с культурами севера Центральной Азии. Анализируется широкий пласт археологических и этнографических аналогий погребальным антропоморфным изображениям.
В общине, оставившей синташтинско-петровский могильник Бестамак, фиксируется два основных социальных слоя. Элита владела колесницами и поставляла лидеров общегражданской, военной, ритуально-сакральной сфер и отрасли металлопроизводства. В ритуально-сакральной сфере допускалось исполнение функций лидера женщиной. Рядовой общинник не имел прав на колесницу, более того, при его погребении в жертву не приносилась лошадь. Это животное имело исключительную связь с элитой. Рядовые общинники имели дело с мелким и крупным рогатым скотом.
Представлены результаты петрографического анализа материалов стоянок Коса I-III, расположенных в Северном Прикамье. В качестве основного сырья на всех памятниках использовались кремень и яшма. Различия между стоянками Коса I и Коса II с одной стороны и Коса III - с другой могут носить хронологический характер. На других памятниках каменного века региона наблюдается большее разнообразие в использованных материалах при сохранении ведущей роли кремня и яшмы. Все сырье имело местное происхождение и могло добываться из аллювиальных отложений рр. Коса и Лолог.
Точечно-ударная техника обработки камня (пикетаж) является наименее изученной и недостаточно освещенной в литературе. Цель статьи - попытаться выяснить масштабы использования техники пикетажа в разные археологические эпохи. Анализ показал широкое использование техники пикетажа в лесном Зауралье начиная с мезолита и кончая ранним железным веком. Типологический список предметов, для изготовления которых применялось пикетирование, достаточно велик и содержит свыше 15 наименований. В основном техника пикетажа применялась для обработки изделий из мягких сланцев и зернистых пород и функционально часто связана с их последующей шлифовкой.
Представлены результаты реконструкции рецептуры красок, обнаруженных на поверхности каменных артефактов, идентифицированных как инструменты для нанесения татуировок, из коллекции стоянки Ушки V (п-ов Камчатка). Исследования проведены на основе метода сканирующей электронной микроскопии и энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии. Установлено, что для изготовления красок применялись три разные рецептуры. Первая (красная краска) базировалась на смешивании измельченного минерального пигмента (гематита) с органическим связующим животного или растительного происхождения. Вторая (желтая краска) подразумевала использование лимонита, органического связующего и загустителя (глины, алюмосиликатного материала и/или измельченной кости). Третья рецептура (темно-оранжевая краска) включала соединение лимонита и органического связующего без загустителя. Материалы во второй и третьей рецептурах полностью различаются.
Цель статьи - проследить изменение этничности в трех поколениях хантыйских женщин («матерей», «дочек» «внучек»), проживающих в столице Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Актуальность работы обусловлена значительным увеличением численности городского населения - представителей коренных народов Севера в Югре, где наблюдается преобладание женщин, им же принадлежит ведущая роль в современной культуре хантов. В то же время в условиях города происходит постепенное «размывание» этнического самосознания.
Статья посвящена анализу новых светских праздников, которые появились не так давно в современной казахской культуре: gender reveal party (гендер пати), baby shower (бейби шауэр), тiлашар. В качестве источников использованы данные полевых этнографических исследований (Актюбинская, Атырауская области РК) и материалы персональных профилей пользователей социальных сетей и сервисов по общению (жители Актюбинской, Западно-Казахстанской, Алматинской, Туркестанской областей РК). Автор пытается найти ответ на вопрос, почему же казахская культура так легко воспринимает и адаптирует вестернизированные светские практики. Ответ, с его точки зрения, кроется в специфике социальной организации казахского общества, появлении новых каналов сохранения и трансляции информации и в общей ориентированности современного Казахстана на глобализацию.
Рассматривается проблема строительства мечетей в Енисейской губернии во второй половине XIX - начале XX в. в рамках правового поля Российской империи. Авторы обращают внимание на особенности данного региона как ссыльного края, где активность культового строительства приходится на начало XX в. - период увеличения числа переселенцев. На основе фактического материала установлено, что несмотря на начавшиеся преобразования в стране мусульмане испытывали ряд затруднений при получении разрешений на культовое строительство в регионе.