Архив статей журнала
Для построения устойчивого и справедливого мира необходимо иметь общее видение того, как этот мир должен выглядеть. Учитывая масштаб и сложность климатического кризиса, концептуализация необходимых общественных преобразований может быть сложной задачей для человека и приводить к фатализму и бессилию. В данной работе рассматривается, как генеративный дискурс может помочь преодолеть этот вызов и вернуть надежду и уверенность в борьбе с климатическим кризисом. Цель исследования — определить концептуальные и коммуникативные стратегии, используемые для генерации трансформационных изменений. На основе теории ментальных пространств и концептуального смешения в работе проанализировано 11 интервью с экологическими активистами, которым было предложено представить себе «посткризисный мир». Описания посткризисного мира оценивались на предмет детализации и степени расхождения с исходным пространством. Результаты показали, что в соответствии с этими критериями воображаемый мир, включающий разнообразный опыт, является более генеративным. Данная работа вносит теоретический вклад в существующий инструментарий позитивного дискурс-анализа, демонстрируя полезность ментальных пространств и концептуального смешения для критического анализа и создания новых позитивных нарративов.
В настоящее время существует потребность в изучении новых систем мобильности и связанных с ними нарративов, которые могли бы помочь в решении проблем, вызванных изменением климата. Цель данной статьи — выявить дискурсивные средства, продвигающие велосипед как устойчивый вид транспорта и экологичное решение текущего климатического кризиса. В ней определяются основные концептуальные метафоры современной развивающейся мобильности, создаваемые испано-, англо- и голландскоязычными сторонниками велосипедного движения. Данные, включающие 95 метафор, были получены из X (Twitter) и подвергнуты качественному анализу. Развивая известные стратегии оспаривания доминирующих метафор (Gibbs & Siman 2021, Van Poppel & Pilgram 2023), мы исследовали употребление антимоторных метафор в дискурсе активистов велодвижения. Исследование показало, что частичные антимоторные метафоры развивают исходные области институционализированных изображений (ГОРОД — ЭТО ТЕЛО, ТРАНСПОРТ — ЭТО СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ). В них моторизованная мобильность представляется как возбудитель болезни (например, тромб, наркотики, вирус), которая негативно влияет на город в целом. Сдругой стороны, они также выдвигают на первый план велосипед как потенциального целителя (например, велосипедная инфраструктура как пластырь или операция). Кроме того, полные антимоторные метафоры раскрывают недостатки моторизованной мобильности и предлагают альтернативные варианты городской мобильности путем введения новых исходных доменов (ГОРОД — ЭТО ЭКОСИСТЕМА, ГОРОД — ЭТО ДОМА). Вклад этих метафор в современный дискурс о городской мобильности варьируется от отрицания мотонормативности до провозглашения велосипеда как средства решения проблемы и продвижения новых видов сосуществования в городе. Концептуализация города не как (механизированного) тела, а как дома или экосистемы также показывает изменение его функции от пространства для перемещения к пространству для жизни.