В настоящее время существует потребность в изучении новых систем мобильности и связанных с ними нарративов, которые могли бы помочь в решении проблем, вызванных изменением климата. Цель данной статьи — выявить дискурсивные средства, продвигающие велосипед как устойчивый вид транспорта и экологичное решение текущего климатического кризиса. В ней определяются основные концептуальные метафоры современной развивающейся мобильности, создаваемые испано-, англо- и голландскоязычными сторонниками велосипедного движения. Данные, включающие 95 метафор, были получены из X (Twitter) и подвергнуты качественному анализу. Развивая известные стратегии оспаривания доминирующих метафор (Gibbs & Siman 2021, Van Poppel & Pilgram 2023), мы исследовали употребление антимоторных метафор в дискурсе активистов велодвижения. Исследование показало, что частичные антимоторные метафоры развивают исходные области институционализированных изображений (ГОРОД — ЭТО ТЕЛО, ТРАНСПОРТ — ЭТО СИСТЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ). В них моторизованная мобильность представляется как возбудитель болезни (например, тромб, наркотики, вирус), которая негативно влияет на город в целом. Сдругой стороны, они также выдвигают на первый план велосипед как потенциального целителя (например, велосипедная инфраструктура как пластырь или операция). Кроме того, полные антимоторные метафоры раскрывают недостатки моторизованной мобильности и предлагают альтернативные варианты городской мобильности путем введения новых исходных доменов (ГОРОД — ЭТО ЭКОСИСТЕМА, ГОРОД — ЭТО ДОМА). Вклад этих метафор в современный дискурс о городской мобильности варьируется от отрицания мотонормативности до провозглашения велосипеда как средства решения проблемы и продвижения новых видов сосуществования в городе. Концептуализация города не как (механизированного) тела, а как дома или экосистемы также показывает изменение его функции от пространства для перемещения к пространству для жизни.
There is a current need for exploring new mobility systems — and related narratives — that could help in addressing the challenges caused by climate change. As such, this paper aims to unveil the counter-discourses that promote cycling as a sustainable means of transport and an ecological solution to the current climate crisis. It identifies the main conceptual metaphors of contemporary emerging mobility as framed by Spanish, English and Dutch-speaking cycling advocates. The data, which includes 95 metaphors, were retrieved from X (Twitter), and analyzed qualitatively. Expanding upon the established strategies for challenging dominant metaphors (Gibbs & Siman 2021, Van Poppel & Pilgram 2023), we investigated the workings of resistance metaphors in the discourse of cycling activists. The study showed that partial resistance metaphors elaborate on the source domains of institutionalized mappings (CITY IS A BODY, TRAFFIC IS A CIRCULATORY SYSTEM). They profile motorized mobility as an agent of disease (e. g., blood clot, drug, virus), which negatively affects the city as a whole; alternatively, they also foreground cycling as a potential healer (e. g., cycling infrastructure as band-aids or surgery). Additionally, complete resistance metaphors expose the drawbacks of motorized mobility and envisage alternative urban mobility designs through the introduction of new source domains (CITIES ARE ECOSYSTEMS, CITIES ARE HOUSES). The contribution of these metaphors to the current discourse on urban mobility ranges from an opposition to motonormativity to emphasizing cycling as a solution and promoting new kinds of urban coexistence. The underlying reconceptualization of the city from its perception as a (mechanized) body to that of a house or ecosystem also reveals a shift in its function from being a space for moving to being a space for living.