Архив статей журнала

«В ПОИСКАХ РЕШЕНИЙ. ТИПОГРАФИКА. КНИГА. ПЛАКАТ. ФОТОГРАФИЯ»: 60 ЛЕТ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА АКАДЕМИИ ШТИГЛИЦА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Ласкина Евгения Евгеньевна

Одним из важнейших центров обеспечения качественного академического образования, отвечающим актуальным запросам общества и потребностям государства, на протяжении своей истории оставалось ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, ныне Академия им. А. Л. Штиглица, выпускники которой и сегодня высоко держат планку в процессе развития петербургской и российской школ дизайна. Отметившая в этом году шестидесятилетний юбилей кафедра графического дизайна сыграла ключевую роль в формировании нового взгляда на визуальную коммуникацию, способствовала появлению оригинальных дизайнерских решений, сочетающих в себе традиции и современность. Выпускники кафедры стали основоположниками многих направлений дизайна, сформировавших общественное восприятие не одного поколения и отразивших дух времени: от оформления упаковок промышленных товаров до создания объемных комплексных графических систем.

Сохранить в закладках
ПЕРВЫЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРОЕКТ КОЛЛЕКЦИОННОГО ДИЗАЙНА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Шевчук Анастасия Андреевна

В ноябре 2024 года в художественной галерее «СегодняЗавтра» открылась выставка коллекционного предметного дизайна «МНЕ НРАВИТСЯ». Кураторский проект Ксении Бандориной и Анастасии Шевчук позиционируется как первый научный манифест петербургского коллекционного дизайна. Концепция выставки предлагает зрителю разобраться в феномене и терминологии коллекционного дизайна, понять истоки новейшего явления и перспективы его развития.

Сохранить в закладках
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Абрамович Татьяна Александровна

С 18 сентября по 2 октября 2024 г. в «Студии 42» в культурном пространстве «Севкабель Порт» в рамках федерального конкурса молодежного дизайна и искусства “Дизайн молодых/Young Design” прошла выставка «Петербургские школы дизайна». Она объединила четыре ведущих вуза Санкт-Петербурга, занимающихся подготовкой специалистов в области дизайна и искусства: Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию им. А. Л. Штиглица, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, Политехнический университет Петра Первого и Университет промышленных технологий и дизайна.

Сохранить в закладках
ЛУЧШИЕ ВЫПУСКНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ-2024 (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Слуцкая Полина Геннадьевна

В 2019 г. в связи с новым проектом петербургского правительства «Санкт-Петербург — международный центр индустрии моды», Санкт-Петербургским Союзом дизайнеров было принято решение объединить лучших выпускников ведущих ВУЗов Северной столицы по направлению обучения «Дизайн костюма» и продемонстрировать их высокий потенциал перед профильной аудиторией, заинтересованной в развитии индустрии моды в стране.

Сохранить в закладках
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ГЕНРИ ДРЕЙФУС. ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ . РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ДРЕЙФУС Г. ДИЗАЙН ДЛЯ ЛЮДЕЙ. ПРИНЦИПЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ДИЗАЙНА. СПБ.: ПИТЕР, 2024. 384 С. (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Шевченко Алексей Сергеевич

Промышленный дизайн — уникальный феномен культуры. Выдающийся теоретик дизайна Т. Мальдонадо называет его точкой соединения исключительных и новаторских предложений в отношениях между искусством и техникой [Королева 2021, Maldonado 1949]

Сохранить в закладках
ЯПОНИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОМ И РОССИЙСКОМ ДИЗАЙНЕ КОСТЮМА ПЕРИОДА ЭКЛЕКТИКИ И МОДЕРНА (НА ПРИМЕРЕ КОЛЛЕКЦИЙ ЭРМИТАЖА И ИНСТИТУТА КОСТЮМА КИОТО) (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Мутья Наталья Николаевна

Статья посвящена проявлению японизма в европейском и российском костюме периода эклектики и модерна. Термин «японизм» в статье понимается как влияние культуры и искусства Японии на соответствующие сферы в Европе и России. Японизм в дизайне костюма рассматривается в нескольких аспектах: 1) внимание в Европе и России к традиционному национальному костюму Японии как проявление интереса к экзотике ее культуры; 2) воздействие особенностей кроя и силуэта кимоно на европейский костюм второй половины XIX — начала ХХ в.; 3) интерес европейских и отечественных дизайнеров костюма к декору и аксессуарам восточных нарядов. Эти особенности рассматриваются на изделиях коллекций костюма двух музеев — Эрмитажа и Института костюма Киото. В ракурсе темы анализируются произведения ведущих мастеров моды Европы (Ч. Ворт) и России (Н. Ламанова).

Сохранить в закладках
НАСЛЕДИЕ РУССКОЙ ЮФТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДИЗАЙНА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Даниловских Александра Владимировна

Становление дизайна как проектно-художественной деятельности, в основе которой лежит конструирование и создание промышленных объектов, тесно связано с техническими и технологическими новациями, а также с изобретением новых материалов. Их свойства и характеристики учитываются при разработке дизайна любого предмета быта или роскоши. Однако с развитием научно-технического прогресса и появлением инноваций полного вытеснения традиционных, натуральных материалов не последовало. Например, использование дубленной кожи актуально и сегодня. История юфти (русской кожи) тесно связана с эволюцией дизайна и характеристиками материала, способами художественной обработки, в результате повлиявшими на интенсификацию кожевенного производства и на историко-культурное наследие нашей страны. В статье собрана информация об исторических событиях, оказавших влияние на развитие и распространения юфти, а также на примере отдельного экспоната из коллекции Государственного Эрмитажа — курульного стула работы тульских мастеров — рассмотрен дизайн предмета мебели, для изготовления которого использовалась предположительно русская кожа.

Сохранить в закладках
BAUHAUSBÜCHER: ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ БАУХАУС И СПЕЦИФИКА ДИЗАЙН-СИСТЕМЫ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Филиппова Мария Константиновна, ВАСИЛЬЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА

Школа Баухаус занимает особое положение в художественной системе XX в. Как и русский конструктивизм, Баухаус стал базовой платформой для изменения графической программы и формирования дизайна XX столетия. Программа школы подразумевала радикальную реформу всей визуальной системы. Издательские проекты Баухауса, оказавшие принципиальное воздействие на последующее развитие графического дизайна, были задуманы как одна из форм представления новых художественных принципов, а также как поддержка незащищенного положения школы в быстро меняющейся социальной среде. Целью издательских проектов Баухауса было информирование о деятельности школы, а также представление смысла и возможностей новой художественной практики. В рамках данной работы рассматриваются основные издательские проекты, сформированные и поддержанные школой Баухаус. Особое внимание уделено серии книг Баухаус как важному прецеденту в сфере развития графического дизайна. Статья рассматривает содержательную основу и графическую форму такого публикационного проекта как Bauhausbücher.

Сохранить в закладках
ПОЭТИКА ТВОРЧЕСТВА ЯПОНСКОГО ДИЗАЙНЕРА СИРО КУРАМАТА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Журавская Татьяна Михайловна

Сиро Курамата — одна из ключевых фигур японского дизайна. Его творческий почерк обладает неповторимой поэтичностью и характеризуется использованием ярких метафор и гротеска в создании образов. Он принимал участие в проектировании предметов мебели легендарной итальянской группы «Мемфис», дружил и сотрудничал с ее создателем — Этторе Соттсассом. Творчество Сиро Курамата относится к послевоенному периоду японского и мирового дизайна 60–80-х годов XX в., которые были наполнены поисками и находками, повлиявшими на дальнейшее развитие мирового дизайна.

Сохранить в закладках
ПУТИ НАУКИ ОБ ИСКУССТВЕ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Кошаев Владимир Борисович

В предлагаемом материале автор размышляет о перспективах развития научных идей об искусстве в условиях накопившегося в ХХ — начале ХХI столетия потенциала гуманитарных проблем. Обсуждается возможность формирования более сбалансированного систематического поля некоторых категорий при оценке происходивших и происходящих в отечественном искусстве и культуре изменений. Этот аспект предполагает уточнение междисциплинарного видения теории и методологии и различий в особенностях их применения. Приоритетами в научной перспективе на сегодня являются вопросы методологии.

Сохранить в закладках
ПЛАТЬЕ ИЗ ЦЕЛЬНОГО ПОЛОТНА ТКАНИ. ИТОГИ КОНКУРСА (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Королева Лариса Викторовна, Дорожкина Татьяна Геннадьевна

На запрос со словом «оригами» в поисковой системе в сети интернет появляется множество ссылок, погружаясь в которые можно найти бесчисленное количество изображений и схем простых и сложных моделей из бумаги, работа над которыми требует навыка. Авторы статьи знакомят с конкурсными работами будущих дизайнеров и художников кино и телевидения по костюму, демонстрирующими решение более сложной задачи — создания модели современного или исторического женского платья на манекене методом складывания цельного отреза ткани, как альтернативы кроеному изделию.

Сохранить в закладках
КИТЧ КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Панченко Ольга Владимировна, Семенов Олег Германович

Китч, несмотря на его часто критикуемую поверхностность и сентиментальность, способен играть важную роль в конструировании и репрезентации региональной идентичности. Он может обеспечивать узнаваемость и доступность культурных символов, помогать сохранять и передавать традиции, вызывать эмоциональные отклики и поддерживать местную экономику через коммерциализацию культуры. Таким образом, китч становится мощным инструментом в формировании и поддержании региональной идентичности. Иллюстрацией тому может послужить коллекция сувенирных изделий бренда «Siberian Kitsch», рассматриваемая в статье в качестве примера комплексного воздействия визуальных и вербальных сообщений. Авторами исследуется роль юмора и самоиронии в создании эмоционального посыла, а также графические приемы, на основе которых создана продукция, представляющая собой культурный артефакт, связанный с Сибирью.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →