Архив статей журнала
В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей физического развития школьников за период 2018-2021 гг., т. е. полученных до начала и после широкого применения дистанционных форм обучения, обусловленных распространением коронавирусной инфекции COVID-19.
В статье рассматривается тема тенденции развития специальной Олимпиады для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Научное исследование статистики летних и зимних специальных Олимпийских игр было проведено в целях отслеживания тенденции развития специальной Олимпиады - организации, которая позволяет в полной мере участвовать в спорте лицам с ограниченными возможностями здоровья. Целью работы является изучение тенденций развития специальной Олимпиады для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: рассмотреть идеологию принятия обществом людей с ограничениями интеллекта и здоровья, а также идеологию инклюзивности и инклюзивного спорта; дать определения понятиям «специальная Олимпиада» и «Паралимпийские игры» с описанием разницы между данными мероприятиями; изучить историю возникновения специальной Олимпиады. Тенденции развития специальной Олимпиады напрямую зависят от показателей популярности идеи инклюзивности, с увеличением количества видов спорта наблюдается тенденция к увеличению количества спортсменов, участвующих в соревнованиях. Фактором повышения популярности является увеличение количества спортивных дисциплин в соревнованиях.
В статье рассмотрена проблема повышения уровня развития детей с ОВЗ в процессе занятий фитнесом. При применении фитнеса как средства физической культуры необходимо использовать дифференцированный подход в процессе обучения, воспитания и развития. В занятия фитнесом для детей с ОВЗ необходимо выключать различные средства физической культуры: гимнастические упражнения, элементы хореографии, аэробики, йоги, пилатес. Занятия фитнесом с детьми проводились в игровой форме, что способствовало быстрому включению всех детей в процесс обучения. В ходе исследования была разработана фитнес-программа, включающая в себя различные средства, нацеленные на повышение двигательного потенциала и развития детей с ОВЗ. Проведено исследование эффективности применения фитнеса для развития детей с ОВЗ.
В статье дана характеристика программы по спортивно-оздоровительному туризму, которая была реализована в одной из общеобразовательных школ города Магнитогорска. Занятия, спланированные как внеурочная деятельность обучающихся начальной школы, не только способствовали повышению уровня физического развития занимающихся, их технической подготовленности, но и позволили решить специальные образовательные и общепедагогические задачи по формированию разносторонне развитой личности школьника.
Спортивная педагогика воспитания представлена в категориях импровизации и реализации на практике компенсаторного общения. Последнее представлено в виде определенной структуры гармонизации творческой личности. Особое внимание уделено результатам опроса ППС ряда вузов Южного Урала относительно воспитательных действий в вузе физкультурно-спортивного профиля.
Актуальность определяется возможностью оценки параметрических показателей памяти как полимодального когнитивного, познавательного процесса у юных спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта (водное поло), в зависимости от спортивного периода. Цель - оценить объем различных видов памяти юных ватерполистов в условиях соревновательного периода. Материалы и методы исследования. Применялись бланковые вербализированные, визуализированные методики оценки параметров памяти, методики опосредованного запоминания: память на числа (слуховая, зрительная); пиктограммы, двигательный ряд. Результаты и их обсуждение. Определены объемные показатели оперативной слуховой, зрительной, ассоциативной, двигательной памяти в тренировочный период (8,43 ± 1,1; 8,80 ± 1,11; 4,19 ± 1,4; 44,12 ± 2,41) и в период соревнований (7,39 ± 1,2; 7,54 ± 1,7; 13,63 ± 1,5; 53,27 ± 3,01). Выводы и заключение. Оценка кратковременной памяти косвенно отражает нарушение психической работоспособности спортсменов, что может быть доминирующим признаком генерализированного утомления как реакция на стресс-фактор периода соревнований. При отсутствии адекватного восстановления это состояние иррадирует на показатели физической работоспособности (точность броска, техника упражнения, повышение сухожильных рефлексов, адинамия, апатия), снижая индивидуальную эффективность спортсмена.
В данной статье рассматривается вопрос развития взрывной силы нападающих в хоккее на этапе высшего спортивного мастерства в рамках разработанной методики. Раскрывается система реализации составляющих ее компонентов, дается обоснование качественного повышения уровня специальной технической подготовленности, приводится алгоритм реализации методологической составляющей в годичном подготовительном макроцикле.
Исследование посвящено результатам использования спортсменами-самбистами различных стратегий предсоревновательного снижения веса тела. Проведен опрос квалифицированных самбистов (n = 42), выступающих в спортивном/пляжном и боевом самбо. Выявлено, что большинство атлетов используют стратегии быстрого снижения веса тела (rapid weight loss - RWL) в течение 5-9 дней (в среднем 7,45 ± 2,17 дней) перед соревнованиями. Положительное влияние стратегий RWL на соревновательный результат оказалось достоверно ( p < 0,05) больше среди спортсменов, соревнующихся в боевом самбо.
В статье рассмотрены особенности спортивной подготовки паратхэквондистов юношеского возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отмечено, что научно-методической литературы по вопросам спортивной подготовки по тхэквондо для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно. Систематизированы направления изучения данной проблемы в российской и зарубежной практике. Выявлены основные факторы влияния на эффективность спортивной подготовки паратхэквондистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сделан вывод о том, что к основными особенностям спортивной подготовки паратхэквондистов с нарушениями опорно-двигательного аппарата относятся: необходимость медицинской консультации спортсменов и родителей, разработка адаптивной спортивной программы, гибкий подход к организации тренировочного процесса с учетом ограничений и возможностей спортсмена, направленность тренировочного процесса на укрепление мышц опорно-двигательного аппарата, контроль за состоянием спортсмена, сочетание группового и индивидуального подхода, своевременная и постоянная психологическая поддержка спортсменов.
Обосновано системное представление комплексного контроля в подготовке высококвалифицированных спортсменов - студентов вуза физической культуры. Определены основополагающие понятия в рамках данной системы. Особое внимание уделено вопросам обеспечения контроля, его показателям и эффектам комплексного контроля в подготовке высококвалифицированных спортсменов в рамках «двойной карьеры».
В статье рассматривается способ совершенствования студентов-боксеров на примере применения индивидуальной системы подготовки, разработанной в Уральском государственном лесотехническом университете г. Екатеринбурга и используемой в тренировочном процессе для достижения высших спортивных результатов. В работе обосновывается положение о том, что индивидуальное совершенствование боксеров является одним из способов достижения высших спортивных результатов. В ходе исследования проводится эксперимент в группе спортивного совершенствования, направленный на выявление взаимосвязи между методами индивидуального совершенствования боксеров и показанными ими результатами. В заключение сделаны выводы, утверждающие теорию данной взаимосвязи.
Автор показывает значение развернутого анализа игры баскетбольной команды для оптимизации тренировочного процесса и подготовки команды с целью повышения эффективности игры. С помощью корреляционного анализа выявлена взаимосвязь отдельных игровых показателей баскетбольного клуба «Челбаскет» с количеством набранных и пропущенных очков. На основе полученных результатов сформулированы практические рекомендации для команды.