Архив статей журнала
В статье предпринята попытка рассмотреть основные направления парадипломатической деятельности датских автономий (Гренландии и Фарерских островов) путем анализа их Арктических стратегий 2024 года. В ходе исследования было установлено, что в отношении своих внешнеполитических приоритетов Дания, Гренландия и Фареры имеют больше противоречий, чем точек соприкосновения, поскольку каждая из частей Королевства преследует собственные интересы, в том числе и в Арктике. Обе автономии намерены расширить свое присутствие в регионе и заявляют о себе как о самостоятельных игроках, которые будут вести арктическую политику из Арктики. Называя Данию партнером в арктических стратегиях, ее автономии уже сейчас подчеркивают свою обособленность от бывшей метрополии. С учетом того, что в последние годы на выборах в Гренландии стабильно побеждают сторонники ее отделения от Дании, а также принимая во внимание обнародованный в апреле 2023 года проект Конституции Гренландии, уже в краткосрочной перспективе баланс сил в Арктике может измениться. Однако сейчас сложно сказать, каким именно образом: поскольку сама Дания, не желая утратить свою целостность, готова предоставлять автономиям больше прав, особенно в том случае, если их международная деятельность будет идти в русле внешней политики Копенгагена, весьма возможно превращение унитарной Дании в федеративное государство.