Архив статей журнала
В 2023 г. вышел в свет коллективный труд «От Наполеоновской империи к Эпохе империи» под редакцией Томаса Додмена и Орельен Линерё. Недавно отмечавшаяся двухсотлетняя годовщина смерти Наполеона послужила для историков поводом обратиться к имперскому наследию Бонапарта и к тем способам управления, которые были опробованы в его эпоху и продолжали использоваться после 1814-1815 гг. Редакторы утверждают, что такой подход позволяет выйти за рамки традиционной проблематики наполеоновской историографии и отойти от исключительно фактологического подхода. Кроме того, практики управления в наполеоновской империи олицетворяют собой переход отполитики в колониальных империях раннего Нового времени к политике в империях XIX столетия, а потому заслуживают особого внимания. Коллективная монография состоит из трех частей, первая посвящена непосредственно периоду наполеоновской империи, в частности, политике Франции на Ближнем Востоке, во второй рассматриваются индивидуальные траектории отдельных персоналий или социальных групп в контексте имперских преобразований, а в третьей исследуются французские внешнеполитические инициативы в Алжире и Египте постнаполеоновской эпохи.
Характерной особенностью изучения тематики эпохи Наполеоновских войн стало в последние годы обращение к обсуждению их роли и места в глобальной истории человечества. Примером тому может служить выход в свет целого ряда фундаментальных работ, включая трехтомную «Кембриджскую историю Наполеоновских войн». Заметное место в череде подобных публикаций занимает монография В. М. Безотосного «Исторический ландшафт наполеоновских войн. Мировой конфликт и столкновение империй». Автор, прежде всего, заявляет о необходимости отказаться от евроцентризма и подойти к хрестоматийному событию для отечественной историографии - войне 1812 года - в свете асинхронности социально-экономических и политических процессов в мире. Указывая на типологическое сходство эпохи Наполеоновских войн с Первой и Второй мировыми войнами, автор считает эпоху рубежа XVIII - XIX вв. своего рода «нулевой», то есть «Первой мировой войной». Описывая общеисторический ландшафт наполеоновской эпохи, он предлагает наряду с главным «геополитическим треугольником» - Великобританией, Россией и Францией - сосредоточить внимание на борьбе за пределами Европы. Что же касается наполеоновской Франции, пытавшейся добиться своего расширения до общеевропейских границ, то, по мнению автора, ее гибель была исторически предопределена. Наполеоновская империя систематически подвергалась разрушению извне и изнутри. Причем решающая роль в этом подрыве сил наполеоновской империи принадлежала России и, в значительной мере, - Англии. Важными последствиями Наполеоновских войн был процесс объединения германских земель вокруг Пруссии, вступление Австрийской империи в состояние затяжного кризиса и появление перспективы глубокого разлада в российском обществе, вылившегося в долговременной перспективе в события 1917 года. Развенчивая Наполеона как великого исторического деятеля и государственного стратега, автор все же приходит к заключению, что войны 1792-1815 гг. придали заметное ускорение процессу модернизации, способствовали возникновению новых идейных направлений и активизировали соперничество ведущих стран в колониальной сфере.
Автор статьи анализирует книгу американской исследовательницы Дойны Паскуа Харсаньи «Французское правление в Пармском государстве 1796-1814. Работа с Наполеоном». В центре внимания этой исследовательницы две главные темы. Она анализирует процессы переноса французских государственных институтов на итальянскую почву, политической интеграции и аккультурации герцогств Парма, Пьяченца и Гвасталла, а также процесс формирования на их территории народного сопротивления французской оккупации. Исследование Харсаньи выполнено в ставшем уже классическим жанре регионального исторического исследования, результаты которого имеют значение и для общей итальянской истории. Автор книги полагает, что территория бывших герцогств, присоединенных к Франции (1808), стала лабораторией по разработке наполеоновской политики в Италии. Харсаньи показывает, как французские префекты в 1802-1814 гг. реализовывали на практике замыслы Наполеона по осуществлению реформ законодательства, административной, судебной, финансовой, военной и полицейской систем. Она указывает, что результаты такой политики имели в целом позитивное значение для этого небольшого государства. Особенно значительных успехов удалось добиться после подавления народного восстания в январе 1806 г. Сочетание «жесткой» и «мягкой» силы оказалось в итоге благом для небольшого итальянского государства, которое на протяжении 12 лет переживало период ускоренной модернизации. Как указывает Харсаньи, во многом такой результат был достигнут благодаря политическому и культурному диалогу, то есть сотрудничеству местных итальянских элит с наполеоновской администрацией.
В своей монографии «Жан-Ламбер Тальен: нелюбимый сын Французской революции» (Санкт-Петербург, 2023) старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, старший преподаватель ГАУГН Д. В. Зайцева проследила жизненный путь Ж.-Л. Тальена - члена Коммуны Парижа, якобинца и монтаньяра, прославившегося тем, что он первым выступил 9 термидора против М. Робеспьера. Анализируя различные этапы его карьеры, развенчивая «чёрную легенду» о нем, Д. В. Зайцева приходит к выводу, что герой ее исследования был востребован, пока шла Революция, но оказался не у дел и умер в полной нищете, когда вместо «разрушителей» потребовались «созидатели». Не оспаривая выводов Д. В. Зайцевой, автор рецензии предлагает задуматься над тем, что Тальен, по сути, был творением Революции. Она дала ему всё: положение в обществе, уважение, власть. Не имея никакой профессии, но обладая решительностью, смелостью и соответствующими моменту политическими взглядами, он занял место среди политической элиты Франции. Оставшись в глазах потомков фигурой весьма противоречивой, он, тем не менее, вошел в историю прежде всего как человек, положивший конец политике Террора.
Эссе посвящено новейшей работе известного американского исследователя Французской революции XVIII в. Тимоти Тэкетта. Историк продолжает изучать, как менялись взгляды и поведение людей под влиянием революционных событий, - то, что он ранее исследовал на примере деятельности депутатов Учредительного собрания. Новая монография - это микроисторическое исследование, основанное на хранящихся в архиве департамента Эндр 1080 письмах, отправленных из Парижа в провинцию в 1778-1795 гг. стряпчим А.-Ж. Кольсоном. Книга содержит богатую информацию о повседневной жизни Парижа 1780-х-1790-х гг. и выявляет радикальную идейную трансформацию автора писем, встретившего начало революции пожилым человеком. Преданный королю и монархии, далекий от идей Просвещения в 1789 г., он в 1792-1793 гг. стал сторонником М. Робеспьера и монтаньяров. Материал книги позволяет последовательно проследить эту смену приоритетов под воздействием событий, общения с окружающими, чтения газет и памфлетов, страхов перед «контрреволюционным заговором», попыток переосмыслить происходящее как возврат к первоначальному христианству. Индивидуальный казус дает основания для размышлений об общих тенденциях динамики коллективных представлений во Франции конца XVIII в.
Статья посвящена анализу мнографии Клод Говар, почетного профессора университета Пантеон-I-Сорбонна, ученицы Бернара Гене и признанного специалиста по политической истории и истории средневекового права Западной Европы. В своей новой работе исследовательница обратилась к эпопее Жанны д’Арк и, несмотря на то, что в последние два десятилетия études johanniques переживают подлинный расцвет и уже трудно найти сюжет, который не получил бы освещения в историографии, избрала для данной темы совершенно особый ракурс. Автор статьи подробно рассматривает предложенную в монографии постановку проблемы - изучить историю национальной французской героини с точки зрения правовых представлений европейцев эпохи позднего Средневековья; показать, какие именно идеи лежали в основе формирования репутации Жанны д’Арк и последующего восприятия ее современниками; раскрыть сугубо юридические аспекты отношений Девы с ее сторонниками и противниками и прежде всего - оценки ее деятельности в ходе обвинительного процесса 1431 г. и процесса по реабилитации 1455-1456 гг.
Впервые публикуемое в оригинале и в русском переводе «Последнее послание маршала Петэна» предположительно является апокрифом, но несомненно относится к 1945 г. Насколько известно авторам публикации, ранее этот документ никогда не упоминался и не цитировался. В указанный момент его написания, 21 августа 1945 г., маршал Филипп Петэн (1856-1951) находился в заключении в форте Портале, пребывая в угнетенном состоянии духа. Никаких сведений о послании нет и в записках его тюремщика Жозефа Симона. Содержание послания в целом соответствует другим высказываниям маршала, но есть и разночтения. Возможно, в будущем французские историки смогут пролить свет на происхождение документа или провести детальный лингвистический анализ с целью установления предполагаемого авторства.
Автор анализирует новейший коллективный труд историков из Сыктывкарского университета, ставшего результатом реализации научного проекта, инициированного профессором этого университета В. П. Золотарёвым, видным специалистом в изучении российской историографии конца ХIХ - первой трети ХХ в. и, в частности, творчества Н. И. Кареева. Коллективная монография сыктывкарских исследователей посвящена судьбе представителей третьего поколения знаменитой «русской школы» историков, профессиональное становление которых происходило под научным руководством Н. И. Кареева. Авторы коллективного труда реконструировали биографии таких учеников Кареева, как А. М. Ону, В. А. Бутенко, Е. Н. Петров, Я. М. Захер, И. Л. Попов-Ленский и В. В. Бирюкович, попытавшись понять, каким образом на их жизнь и творчество повлияла Октябрьская революция 1917 г. Реализацией данного научного проекта сыктывкарские историки отдали долг памяти своего Учителя - В. П. Золотарёва, ушедшего из жизни в 2022 г.
Статья посвящена творчеству Джорджа Рюде, видного британского и австралийского историка Французской революции. Джордж Рюде, родившийся в Осло в 1910 г., переехал в Лондон со своим отцом - норвежским инженером и с матерью-англичанкой в 1919 г. В 1931 г. он окончил Кембриджский университет по специальности «языки» и, заняв политически активную позицию, вступил в Коммунистическую партию Великобритании в 1935 г. Он преподавал языки в частных школах, пока в 1949 г. его не уволили из-за его коммунистических взглядов. Он отправился в Париж для продолжения учебы в аспирантуре. Его докторская диссертация, защищенная в 1950 г. в Лондоне, в конечном счете вылилась в его первую книгу «Толпа во Французской революции» (1959). В 1959 году Рюде предложили работу в Университете Аделаиды (Австралия), и там он, наконец, получил академическую должность. Десятилетие, проведенное им в Аделаиде с 1960 г., стало самым продуктивным в его жизни. Он опубликовал или завершил большую серию книг по французской, британской и европейской истории. Как историк-марксист, Рюде в первую очередь интересовался тем, как два потрясения конца XVIII века - промышленная революция в Англии и Французская революция - радикально изменили социально-экономические структуры, характер правящей элиты, социальный состав городских толп и формы их коллективного протеста. Великие книги Рюде оказали огромное влияние не только благодаря сочетанию в них глубокой эрудиции и концептуального размаха, но и благодаря его способности к ясным и последовательным рассуждениям о великих преобразованиях в Западной Европе в столетие после 1750 г. У него были прочные политические убеждения, но он спокойно относился к своей партийной принадлежности, хотя порой она навлекала на него тяжелые последствия. Его личное влияние на историографию в Австралии и других странах было огромным.
Автор публикации предлагает вниманию читателей документы, характеризующие подход крупнейшего советского франковеда А. З. Манфреда к переводу на русский язык книг французских историков по Новой истории. Он весьма аргументированно рекомендовал к переводу на русский язык и изданию в СССР монографий Клода Виллара, Мориса Шури и Эдгара Фора, а к переизданию - мемуаров известного французского дипломата А. де Коленкура. А. З. Манфред написал также очень доброжелательные предисловия к книгам К. Виллара «Социалистическое движение во Франции 1893-1905. (Гедисты)» и М. Шури «Коммуна в сердце Парижа». Вместе с тем он дал отрицательные отзывы на предложения о переводе книг Гийома Бертье де Совиньи «Меттерних и его время», Клода Мазорика «О Французской революции» и Альбера Собуля «Очерки истории Французской революции». Хотя лично А. З. Манфред находился в тесных дружеских отношениях с крупнейшим французским историком Революции XVIII в. А. Собулем, книгу последнего он к переводу на русский не рекомендовал по идейным соображениям. Однако в том же отзыве он посоветовал перевести на русский язык другую книгу этого историка - его докторскую диссертацию по истории парижских санкюлотов во время якобинской диктатуры, перевод которой действительно вышел в 1966 г. под редакцией самого же А. З. Манфреда. Еще советский историк рекомендовал к выпуску на русском языке книги А. Собуля о Первой французской республике 1792-1804 гг., к которой он сам и написал предисловие.
Историография Итальянской кампании Суворова включает в себя широкий круг исследований на разных языках. Первые публикации на эту тему вышли из-под пера современников тех событий уже в 1799-1800 гг. Тогда же сформировались и две основные тенденции в их освещении, существующие по сей день. Первая заключается в рассмотрении событий 1799 г. через призму военной биографии Суворова. Его роль в них многими историками из разных стран признается наиболее значительной, хотя в кампании участвовало немало других известных генералов со стороны как союзной, так и французской армий. Большинство ранних биографий полководца выходили анонимно. В конце первого десятилетия XIX в. стали появляться авторские исследования. Другая тенденция заключалась в рассмотрении этой кампании как отдельного военного конфликта в отрыве от остальных событий периода противостояния между Францией и Второй антифранцузской коалицией. В начале XIX в. соответствующие публикации появлялись очень активно на разных европейских языках, часто в переводах и переизданиях, однако в большинстве своем они имели анонимный характер. В 1820-е - 1830-е гг. вышли в свет работы с подробным анализом военных действий и с полнотекстовыми копиями архивных документов в приложении. В контексте социальной и политической истории Италии кампания 1799 г. рассматривалась не часто, однако опубликованная, хоть и достаточно поздно, книга итальянского историка К. Ботта сообщает немало интересных подробностей жизни гражданского населения региона в период конфликта. Авторы всех этих текстов являлись современниками описываемых ими событий, а в ряде случаев и непосредственными их участниками, а потому такие работы в дальнейшем рассматривались одними историками как источники, другими - как историография.
Статья посвящена анализу творчества выдающегося французского историка Эммануэля Ле Руа Ладюри (1929-2023), ученика Эрнеста Лабрусса и Фернана Броделя, одного из старейших и наиболее ярких представителей третьего поколения школы «Анналов». Отдавая должное разнообразию научных интересов ученого, автор статьи сосредоточила внимание на одном аспекте его творчества - на регулярно возникающем в современной историографии определении Э. Ле Руа Ладюри как последователя микроистории в ее французском «изводе». Сделать подобный вывод, по мнению автора статьи, исследователям позволяют несколько ранних монографий ученого: «Montaillou, village occitan de 1294 à 1324» (1975), «Le Carnaval de Romans: de la Chandeleur au Mercredi des cendres (1579-1580)» (1979), «La Sorcière de Jasmin» (1980). Тем не менее, изучение методологии, предложенной в данных работах, заставляет видеть в Э. Ле Руа Ладюри специалиста прежде всего по «неподвижной истории», в свою очередь отсылающей к трудам К. Леви-Стросса и Э. Э. Эванс-Притчарда и позволяющей по-новому взглянуть на феномен «Долгого Средневековья».