Архив статей журнала
Введение. В современном российском обществе отмечается недостаточность гражданской идентичности молодежи. В статье обосновывается необходимость ее усиления за счет формирования духовно-нравственных ценностей личности со стороны всех участников образовательного процесса.
Постановка задачи. Исследование становления проекта (федеральной программы) «Обучение служением» как инструмента формирования общественного сознания молодежи. Выявление ее основополагающих идей в истории отечественной философии и педагогики. В задачу исследования входит также анализ цифровых сервисов, способствующих масштабному внедрению этой программы. Методика и методология исследования. Для выстраивания образовательного процесса в русле государственной политики через сознательное сочетание личных и общественных интересов необходимо философское обоснование взаимосвязи традиционных ценностей и образовательных практик, в том числе на примере осмысления проекта «Обучения служением».
Результаты. Возрождение духовно-нравственных ценностей выступает основой государственной политики, поскольку обладает обширным воспитательным и образовательным потенциалом, помогая противостоять негативным общественным явлениям, гармонизировать личные и общественные интересы, воспитывать лояльных к государству, сознательных и добросовестных граждан. Общий тренд цифровизации образовательного пространства направлен на формирование у широких масс населения «хорошо забытых» традиционных ценностей, включающих взаимопомощь и милосердие, и делается это в понятном для молодежи цифровом контексте.
Выводы. Внедрение и реализация программы «Обучения служением» позволит вовлечь в общественно полезную деятельность молодежь, повысить уровень ее профессиональной и нравственной культуры, что в свою очередь является одновременно и показателем, и фактором стабильности и прогрессивности развития общества. Развитие тематических цифровых сервисов и организованная на их платформах работа образовательных учреждений способствуют доведению необходимой информации до большинства учащейся молодежи, постепенно формируя ее позитивное общественное мнение в отношении государственных задач и программ.
Введение. В статье обосновывается необходимость формирования новой концепции суверенизации отечественного профессионального образования как самодостаточной системы, опирающейся на актуальное историческое наследие и прогнозный анализ основных тенденций развития общества. Утверждается необходимость трансформации высшего профессионального образования для формирования нового качества образовательных программ и оценки профессиональных навыков и компетенций выпускников, ориентированных на решение новых задач, соответствующих современной государственной политике Российской Федерации.
Постановка задачи. Выявление основных критериев, необходимых для построения новой модели суверенного образовательного пространства, в частности расширение спектра профессиональной подготовки, в том числе в сфере информационных технологий в рамках всероссийского проекта «цифровых кафедр», и ориентация на отечественных работодателей и отечественные технологии с целью формирования технологического, производственного и образовательного суверенитета России.
Методика и методология исследования. Новое качество образовательных программ и практик невозможно без нового подхода к его оценке, которая осуществляется посредством совместной работы университетов, профильных органов государственной власти и профессионального сообщества. В качестве примера рассмотрена система внутреннего мониторинга образовательных программ ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».
Результаты. Анализ критериев оценки качества образования высших учебных заведений (как внутреннего мониторинга образовательных программ), профильных органов государственной власти (как аккредитационного мониторинга) и профессионального сообщества (посредством профессионально-общественной аккредитации) позволил выявить готовность университетского и профессионального сообществ к формированию нового качества образования, основанного на взаимно эффективных профессиональных коммуникациях.
Выводы. Рассмотренные критерии оценки качества образования соответствуют критериям, необходимым для построения новой модели образовательного пространства в части расширения спектра профессиональной подготовки и ориентации на отечественные технологии и работодателей для обеспечения приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами.