Архив статей журнала

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СУХИХ ПОРТОВ В СИБИРИ (2024)
Выпуск: № 2 (69) (2024)
Авторы: БУНЕЕВ ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ, ПОПОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, КОРЯГИН МАРК ЕВГЕНЬЕВИЧ

Крупные морские порты расположены в пределах городских поселений и в своем развитии территориально ограничены. В процессе развития как приморские города, так и порты разрастаются, создавая инфраструктурные проблемы. В настоящее время это выражается в отсутствии дополнительных территорий для терминалов, в недостаточности развития внутрипортовых автомобильных и железнодорожных подъездных путей, а также припортовых станций. Сложившееся положение ограничивает пропускную способность морских и речных портов. Решение задач согласования и координации при функционировании морских и сухопутных видов транспорта видится в использовании логистических технологий и принципов управления транспортными процессами и системами в новой организационной форме. Такой формой является сухой порт - терминал, расположенный вне территории морского порта.

Несмотря на сравнительно небольшие сроки своего существования, сухие порты уже имеют свою историю. Вначале это были небольшие по размеру территориально-производственные образования, располагавшиеся вблизи морских портов. Затем сухие порты стали размещать в более отдаленных областях. Транспортно-экономические (грузовые) связи с ними, осуществляемые посредством водного и автомобильного транспорта, обеспечивают эффективность логистических услуг в международной торговле.

В статье исследованы проблемы организации, функционирования и развития сухих портов, уточнены определение понятия и функции сухого порта. Рассмотрена концепция сухого порта с функциями транспортного логистического центра для перевалки морских грузов на внутренних направлениях. Установлены предпосылки развития сухого порта в системе транспортных коридоров при участии сибирских рек и Северного морского пути.

Сохранить в закладках
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ГРУЗОВЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК (2024)
Выпуск: № 2 (69) (2024)
Авторы: ПОПОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, КОРЯГИН МАРК ЕВГЕНЬЕВИЧ, МЕДВЕДЕВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

Перевозка грузов в контейнерах во многом отражает сущность современного этапа развития контейнерных перевозок как сегмента железнодорожного транспортного рынка. Чтобы оценить перспективные направления его регионального развития, в качестве информационно-аналитической основы была рассмотрена существующая ситуация в сфере контейнерных перевозок, сложившаяся в зоне влияния Западно-Сибирской железной дороги. В статье представлены результаты учетно-аналитической деятельности применительно к видам отправленных грузов и станциям назначения. Для понимания связей между товарными потоками грузов в контейнерах и развитием поставок были учтены виды грузов, а также типы производств, продукцией которых стали данные предметы транспортной работы. В рамках комплексного анализа были учтены грузополучатели, внутренние и внешние.

Цель настоящего исследования заключалась в анализе видового разнообразия грузов, отправленных в контейнерах, и местоположения грузополучателей. Это позволяет определить роль железной дороги на внутреннем и внешнем товарно-транспортных рынках.

Установлено, что во внутренних контейнерных отправках наибольшая доля (36,9 %) приходится на грузы химического комплекса, перечень которых состоит из почти полутора десятков единиц. Кроме того, высокий удельный вес показали контейнерные грузы аграрно-промышленного комплекса (20,8 %), количество которых также приближается к десятку. Получателями грузов в контейнерах явились 25 железных дорог.

Во внешних отправках наибольшую долю (35,5 %) показали грузы химического комплекса. Удельный вес грузов, произведенных на предприятиях аграрно-промышленного комплекса, составил 23,3 %. Замыкает тройку лесной комплекс, продукция которого - пиломатериалы - составила 23,3 % в общем объеме грузов, отправленных на экспорт. Получателями грузов в контейнерах явились 49 государств мира.

В статье приведена методика учета и анализа грузовых контейнерных отправок, апробированная в регионе на полигоне Западно-Сибирской железной дороги.

Сохранить в закладках
ПРОИЗВОДСТВЕННО -ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДОБЫЧИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ РОССИЙСКИХ УГЛЕЙ: ОБЗОР И АНАЛИЗ (2025)
Выпуск: № 2 (74) (2025)
Авторы: ПСЕРОВСКАЯ ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА, ПОПОВА НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, ОВЧИННИКОВ РОМАН АНДРЕЕВИЧ

Статья представляет собой анализ имеющихся в открытых источниках статистических и экспертных сведений по добыче и транспортировке экспортных российских углей.

Цель настоящего исследования - установить, как в настоящее время изменилась структура грузопотоков углей и расстояние их перевозки, что позволит обосновать актуальность разработки и применения мероприятий по борьбе с выдуванием мелкодисперсных углей.

Материалы статьи получены путем статистического анализа информации по предмету исследования, а дальнейшее применение синтеза и индукции позволило систематизировать данные по характеристикам марочного и гранулометрического состава грузопотоков углей мелких фракций, экспортируемых в восточном направлении.

Результаты исследования могут быть использованы для обоснования применения соответствующих профилактических мероприятий по предотвращению потерь углей мелких фракций от выдувания с учетом специфики их физико-механических свойств и условий транспортировки конкретного грузоотправителя.

Сохранить в закладках