Архив статей журнала
На основе результатов социологических опросов исследуется тема трезвого образа жизни. Методами стандартизированного и свободного интервью в фокус-группах было выявлено мнение врачей-наркологов и учителей общеобразовательных школ о том, что представляет собой трезвость, каковы мотивы ее выбора, положительные эффекты, каково отношение общества к тем, кто придерживается трезвого образа жизни и к тем, кто употребляет алкоголь. В ходе исследования определено, что трезвость не является для респондентов абсолютной категорией, и в ее понятие включается умеренное потребление алкоголя в соответствии с общепринятыми нормами. Мотивационная сторона выбора трезвости у здоровых людей связана с такими ценностями, как здоровье, семейное благополучие и религиозные нормы. У ранее зависимых от алкоголя лиц мотивация определяется позитивными или негативными примерами из ближнего окружения, способами проведения досуга, исключающими спиртное, и сохранением значимых отношений с близкими. Положительные эффекты выбора трезвого образа жизни в целом, по мнению респондентов, характеризуются укреплением здоровья, социальной активностью и широким кругом общения. У ранее зависимых лиц здоровый и трезвый образ жизни видится в отсутствии социальной деградации и сохранении своего социального положения. Значительная часть из них считает, что эти программы результативны. С целью формирования среди населения республики трезвого образа жизни каждая группа опрошенных экспертов выделила характерные меры. Среди них - профилактическая работа с молодежью, улучшение условий труда врачей-наркологов и материально-технической базы наркологических служб, развитие сети государственных реабилитационных центров, а также предоставление условий для досуга, исключающего потребление спиртного, усиление контролирующих и запретительных мер, препятствующих росту и распространению алкоголизации населения, мотивирующие меры, способствующие внутренней потребности человека к следованию здоровому образу жизни.
Школьное питание исследуется сквозь призму потребительских предпочтений обучающихся. Проблема востребованности еды в школьных столовых является маркером эффективности организации школьного питания в целом. Наиболее верифицируемыми способами оценки потребительских предпочтений школьников в отношении еды из столовой являются метод сенсорного анализа, применяемый наряду с гедонистической шкалой и опросные методы. Сенсорный анализ отражает положительное, отрицательное или нейтральное отношение испытуемого к тому или иному блюду либо пищевому продукту. Опросные методы изучения востребованности еды включают сбор информации через фокус-группы, а также с помощью стандартизированного анкетирования или опроса непосредственных участников школьного питания - обучающихся и их родителей. С целью изучения потребительских предпочтений школьников Республики Башкортостан, посещающих и не посещающих столовую, был применен метод социологического опроса, основанный на оценках родителей обучающихся. На основе полученных данных выяснилось, какие блюда из школьной столовой наиболее востребованы обучающимися, а какие нет. Также рассматривался вопрос о степени удовлетворения обучающихся и их родителей качеством организации школьного буфета как разновидности школьного питания. По оценкам родителей, востребованность продукции из буфета в его нынешнем состоянии оказалась достаточно низкой именно у столичных школьников. Тем не менее обновленный буфет с принципиально иной организацией работы, широким ассортиментом предлагаемой продукции в целом нужен именно горожанам. Поскольку их в целом не удовлетворяет горячее питание в школьной столовой - буфет с его продукцией становится для детей городских жителей крайне востребованным.