ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Столь Анна Викторовна

Школьное питание и воспитание привычек здорового питания остается в сфере внимания федеральных и региональных органов власти в силу своей актуальности и неудовлетворенности родителей школьников качеством питания в школах. По обращениям в Единый портал государственных и муниципальных услуг по вопросам школьного питания Республика Башкортостан в 2021 г. имела самую низкую оценку. В 2019 г. почти каждый пятый родитель был недоволен качеством школьного питания в регионе, что подчеркивает актуальность темы для исследуемого региона - Республики Башкортостан. А осенью 2023 г. признана лучшей в России, в том числе благодаря активизации применения обратной связи с родителями. В данной работе приведены результаты серий социологических опросов родителей школьников по теме качества школьного питания Республики Башкортостан в 2022-2023 гг. Проведено их сопоставление с оценками качества в динамике, выявлены причины недовольства школьным питанием. Установлено, что удовлетворенность организацией питания выше, чем качеством питания. 38 % детей в республике полностью удовлетворены питанием, но почти каждый десятый полностью недоволен им. Более всего удовлетворены питанием родители в сельской местности, менее всего - в г. Уфе. Основными причинами отказа от питания в школе является невкусная и холодная пища, однообразное питание. Выявлено также, что для повышения качества питания, по мнению родителей, важнее всего обеспечить свежесть и разнообразие продуктов и блюд, возможность выбора блюд меню, а также приготовление еды в школьных столовых.

Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКАМ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТАМ РЕЙТИНГА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И ДЕТСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РЕГИОНЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Столь Анна Викторовна

Уровень и качество образования, полученного родителями, определяя качество их жизни, создают в свою очередь запрос на приемлемые по представлениям родителей уровень и качество образования для их детей. Родители, формируя, с одной стороны, в семье условия для образования детей путем поддержки их успеваемости, выбора образовательных траекторий, с другой стороны, передавая им социальный и культурный капитал, способствуют воспроизводству образовательного капитала регионов. В ряде работ доказано, что неравенство регионов России по уровню социально-экономического положения и доле населения с высшим образованием существенно влияет на наличие и доступ к образовательным ресурсам, что определяет максимально и эффективно поддерживаемое неравенство. Несмотря на неравенство возможностей финансирования общего образования в регионах и попытки выровнять бюджетную обеспеченность субъектов РФ, усилия региональных исполнительных органов власти по обеспечению доступности общего и дополнительного образования находятся в фокусе внимания федерального центра. Показатели эффективности глав регионов, рейтинг качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ), Индекс детского благополучия и ряд других подходов содержат оценки условий образования и развития, которые создаются на уровне регионов страны, и могут быть объектами управленческих воздействий региональной власти. Цель работы - обосновать необходимость социологического исследования для оценки условий образования и развития в регионе. Для решения поставленной задачи использован обзор и теоретический анализ методических подходов к оценке элемента среды «Образование и развитие» в рейтинге качества жизни АСИ, подходы к оценке домена «Образование и развитие» в индексе детского благополучия, итоги оценки индекса детского благополучия в Республике Башкортостан, статистические данные и нормативно-правовые акты по теме общего и дополнительного образования региона. Это позволило определить перспективы социологического исследования и получения субъективных оценок удовлетворенности качеством образования школьников. Качество образования может определяться в контексте процесса получения общего и дополнительного образования, а также получаемыми и полученными в его ходе результатами, которые также связаны с мотивами выбора и востребованностью разных видов дополнительного образования школьников, влияя на образовательные траектории (вуз, СПО, профессиональная ориентация). Делается вывод о том, что в России выстроена система оценки качества образования и необходимы способы получения субъективных оценок об удовлетворенности созданными условиями образования и развития, поскольку наличие условий не всегда означает доступность и получение детьми образования. В работе проводится обоснование методики социологического опроса - разработка группы вопросов анкеты для оценки факторов удовлетворенности условиями образования и развития в регионе, что позволит затем выявить наиболее актуальные способы покрытия выявленных дефицитов.

Сохранить в закладках