Архив статей журнала
Цифровая трансформация отрасли здравоохранения необходима для обеспечения доступности и повышения скорости оказания медицинской помощи, что особенно актуально для северных территорий. Целью настоящего исследования является анализ особенностей цифровой трансформации отрасли здравоохранения региона на примере Республики Коми. Задачи исследования: анализ стратегий и программ цифровой трансформации всех субъектов Российской Федерации; апробация методического аппарата, предлагаемого для оценки уровня цифровой зрелости отрасли здравоохранения региона; анализ результатов статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в Республике Коми. Объект исследования: процессы цифровой трансформации отрасли здравоохранения субъектов Российской Федерации. Выявлено, что некорректное прогнозирование показателей цифровой зрелости на этапе утверждения стратегических документов приводит к невозможности расчетов по утвержденной методике. В настоящий момент больший упор в цифровизации отрасли здравоохранения Республики Коми делается на ведение медицинской документации в электронном виде, а именно внедрение структурированных электронных медицинских документов. Отставание от плановых показателей цифровой трансформации отрасли здравоохранения в Республике Коми связано с технологическими сложностями и с недостатками размещения цифровой инфраструктуры региона. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут оказаться востребованными при мониторинге хода выполнения стратегий и программ цифровой трансформации здравоохранения регионов. Перспективность дальнейших исследований определяется более глубоким анализом цифровой трансформации отрасли здравоохранения на уровне муниципалитетов региона.
Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями восприятия педагогических профессий со стороны обучающихся основной школы. Описывается развитие представлений о профессиональном самоопределении в рамках социологических подходов, формах его осуществления от ранних идей профессионального отбора до современных теорий самоопределения в психологии, педагогике и социологии. В рамках описания обращается внимание на связь представлений о содержании и рисках профессионального самоопределения с трансформациями социально-экономических и культурных процессов в обществе. Анализируя особенности педагогических профессий, автор акцентирует внимание на их высоком потенциале в сфере профессионального самоопределения: они относятся к массовому сегменту рынка труда, наиболее хорошо известному обучающимся, наглядно представлены в их повседневном опыте, обладают высоким общественным престижем. Более того, на данном этапе реализуется комплекс мер государственной политики, направленных на повышение востребованности педагогических профессий среди абитуриентов, включая специализированную предпрофильную подготовку. На основании данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования (2018-2022 гг.) готовности обучающихся основного уровня образования Пермского края к профессиональному самоопределению, рассматриваются такие элементы восприятия профессии педагога, как информированность о содержании трудовой деятельности, наличие и оценка опыта обучения других, интерес к данной профессиональной деятельности. Полученные результаты показывают неоднозначную ситуацию: с одной стороны, у обучающихся сформировано адекватное представление о содержании профессиональной деятельности педагога, а также они имеют первичный опыт выполнения отдельных видов деятельности, характерных или близких для преподавания. С другой стороны, оценка удовлетворенности и собственных способностей к подобной деятельности невысока.
Цифровая трансформация отраслей социальной сферы объявлена одной из национальных целей Российской Федерации. С учетом того, что ее целями декларируется как преобразование основных отраслей экономики и социальной сферы, так и обеспечение устойчивого роста качества жизни жителей, данное направление исследований является актуальным для северных территорий страны. Целью настоящего исследования является анализ ключевых аспектов цифровой трансформации отраслей здравоохранения, образования и культуры. В качестве объекта исследования выбрана цифровизация отраслей здравоохранения, образования и культуры в регионах Севера России, территория которых полностью относится к Крайнему Северу и приравненным к нему местностям. В статье анализируются особенности цифровизации отраслей социальной сферы регионов Севера и в частности Республики Коми за период 2014-2023 гг. Рассчитан интегральный индекс цифровизации регионов Севера России за период 2022-2023 гг., состоящий из четырех подиндексов. Расчет индекса цифровизации был произведен с применением методов нормирования данных для их соизмеримости. Проведено ранжирование регионов Севера России по уровню цифровизации в 2023 г. Выявлена недостаточная цифровизация инфраструктуры регионов и техническая обеспеченность учреждений данных отраслей и населения, что в совокупности приводит к цифровому неравенству в городской и сельской местности. Значимость исследования с практической точки зрения состоит в том, что его результаты можно использовать для оценки результативности цифровизации регионов. Для более глубокого изучения процесса цифровизации социальной сферы регионов Севера России в дальнейшем планируется проанализировать его особенности на муниципальном уровне.
Уровень и качество образования, полученного родителями, определяя качество их жизни, создают в свою очередь запрос на приемлемые по представлениям родителей уровень и качество образования для их детей. Родители, формируя, с одной стороны, в семье условия для образования детей путем поддержки их успеваемости, выбора образовательных траекторий, с другой стороны, передавая им социальный и культурный капитал, способствуют воспроизводству образовательного капитала регионов. В ряде работ доказано, что неравенство регионов России по уровню социально-экономического положения и доле населения с высшим образованием существенно влияет на наличие и доступ к образовательным ресурсам, что определяет максимально и эффективно поддерживаемое неравенство. Несмотря на неравенство возможностей финансирования общего образования в регионах и попытки выровнять бюджетную обеспеченность субъектов РФ, усилия региональных исполнительных органов власти по обеспечению доступности общего и дополнительного образования находятся в фокусе внимания федерального центра. Показатели эффективности глав регионов, рейтинг качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ), Индекс детского благополучия и ряд других подходов содержат оценки условий образования и развития, которые создаются на уровне регионов страны, и могут быть объектами управленческих воздействий региональной власти. Цель работы - обосновать необходимость социологического исследования для оценки условий образования и развития в регионе. Для решения поставленной задачи использован обзор и теоретический анализ методических подходов к оценке элемента среды «Образование и развитие» в рейтинге качества жизни АСИ, подходы к оценке домена «Образование и развитие» в индексе детского благополучия, итоги оценки индекса детского благополучия в Республике Башкортостан, статистические данные и нормативно-правовые акты по теме общего и дополнительного образования региона. Это позволило определить перспективы социологического исследования и получения субъективных оценок удовлетворенности качеством образования школьников. Качество образования может определяться в контексте процесса получения общего и дополнительного образования, а также получаемыми и полученными в его ходе результатами, которые также связаны с мотивами выбора и востребованностью разных видов дополнительного образования школьников, влияя на образовательные траектории (вуз, СПО, профессиональная ориентация). Делается вывод о том, что в России выстроена система оценки качества образования и необходимы способы получения субъективных оценок об удовлетворенности созданными условиями образования и развития, поскольку наличие условий не всегда означает доступность и получение детьми образования. В работе проводится обоснование методики социологического опроса - разработка группы вопросов анкеты для оценки факторов удовлетворенности условиями образования и развития в регионе, что позволит затем выявить наиболее актуальные способы покрытия выявленных дефицитов.