Архив статей журнала
В статье рассмотрены экологические аспекты природной среды территории прохождения трассы Тихоокеанской железной дороги в пределах бассейна р. Мулам. Проект имеет особую актуальность для транспортно-логистического обеспечения добычи минерально-сырьевых ресурсов и увеличения экспорта высококачественного угля с Эльгинского угольного месторождения в Южной Якутии в страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Трасса дороги в пределах Республики Саха (Якутия) расположена в труднодоступной необжитой территории с недостаточно изученными мерзлотными ландшафтами. Освоение этой территории включает в себя экологические риски, обусловленные низкой устойчивостью мерзлотных природных геосистем к техногенным нарушениям. По комплексу литогенных мерзлотных факторов проведена дифференциация исследуемой территории по степени их устойчивости. Установлено, что исследуемые геосистемы в зависимости от их природной структуры обладают различными степенями устойчивости. Оценена антропогенная нарушенность геосистем, обусловленная различным характером и интенсивностью хозяйственного использования с выделением районов с различной степенью антропогенного нарушения. Составлена карта-схема макрогеохор, находящихся вблизи зоны воздействия Тихоокеанской железной дороги, дифференцированных по различным уровням природоохранных мероприятий.