Архив статей

ШАГ К РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКЕ: МЕСТО КЛАРЫ В ЛЮБОВНО-СЕМЕЙНОЙ УТОПИИ КЛАРАНА (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: Ершова Алиса Александровна

Статья исследует место Клары в системе персонажей во второй части романа «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, заостряя внимание на аспекте «неидеального» в утопическом. Присутствие в любовно-семейной утопии Кларана госпожи д’Орб преобразует ménage à trois в четырехугольную концепцию. Упоминаются «возможные сюжеты» романа и обосновывается, почему специфика места Клары в системе персонажей не позволяет им сбыться, так же, как она не позволяет Кларану оставаться утопическим местом, райской аллюзией, и почему именно Клара привносит в поместье де Вольмаров смерть. В работе раскрывается функция образа Клары и его значение в том числе в контексте литературной эволюции и перехода от сентиментализма к романтизму. Анализ образа героини позволяет, опираясь на идею Жирмунского, обнаружить внутренние предпосылки перехода к новому литературному направлению. В статье раскрываются особенности функций «двойничества» в литературе сентиментализма. Отношения Юлии и Клары рассматриваются как «сентиментальная парность», что, с одной стороны, делает их идентичными и служит для раскрытия конфликта просвещенного разума и чувства, а с другой стороны, мешает Кларе «заменить» Юлию. Субъективная идеализация характеров и сюжетная ориентация на отношения Юлии и Сен-Прё определяет второстепенное место Клары в психологическом романе, однако настоящая работа ставит целью оспорить любовно-семейную утопию «Юлии, или Новой Элоизы», раскрывая ранее не исследованный вопрос о сюжетной линии Клары.

Сохранить в закладках