Архив статей

Эвристический ресурс номинации в русском языке (на материале поэтического текста) (2025)
Выпуск: Том 12, № 1 (2025)
Авторы: БУРОВ АЛЕКСАНДР АРХИПОВИЧ, Бурова Галина Петровна

Введение. Вопрос о способах номинации в русском языке остается актуальным прежде всего в плане определения списка единиц, участвующих в решении задач авторского обозначения денотатов, формирующих поэтическую картину мира. Настоящее исследование основано на анализе текстов русской поэзии ХIX – ХХ веков.

Материалы и методы. При анализе стихотворного материала использованы как традиционные методы, такие как структурно-функциональный, так и положения авторской методики, разработанной в теории номинационно-синтаксического семиозиса образных синтаксических единиц художественного текста.

Анализ. Производные номинационно-синтаксического семиозиса поэтической номинации в тексте рассматриваются в качестве наиболее ярких способов эстетической трансформации авторской экспрессии. Наиболее ярко эвристический ресурс экспрессивного наименования проявляется при употреблении поэтических образных средств. Высказывается предположение, что истоки поэтической эвристики восходят к пушкинскому «сильному» тексту, поэтика которого пронизана эстетической синергией, рожденной соработничеством мастера и Творца. Номинационно-синтаксический способ атрибуции в условиях «сжатия стихового ряда» формирует особый язык описания, свидетельствующий о трансформации поэтического знака: «экспрессема → эвристема». Предполагается, что тем самым обнаруживается эвристикоэстетический энергетический импульс автора, проявляющийся как на словарном, так и на синтаксическом уровне поэтического текста.

Результаты. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, согласно которому номинационно-синтаксический семиозис способствует открытию глубинности внутренней формы образного наименования, достигающего в поэзии «неслыханной простоты» (Б. Л. Пастернак), а синергия синтаксической номинации в русском поэтическом тексте выражает коммуникативноэстетический идеал славянского языкового сознания.

Сохранить в закладках