Архив статей

КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ (2025)
Выпуск: № 3 (71) (2025)
Авторы: СОФИ ХАМА АЛИ Х.Х.А.С.Х, Софи Хама Али Хуссен Хама Амин, Архаван Фаттах Аудил, Хема Рошени Мустафа

Коммуникативный метод в преподавании иностранных языков широко применяется во всем мире в связи с трендом на развитие коммуникативных навыков, в отличие от традиционного подхода, где приоритет отдается грамматике и запоминанию. Тем не менее Ближний Восток, в силу своих культурных, образовательных и языковых особенностей, сталкивается со специфическими препятствиями при внедрении коммуникативного метода обучения иностранному языку. В этой статье рассматриваются проблемы, связанные с внедрением коммуникативного метода обучения языку на Ближнем Востоке. Дается историческая справка о системе обучения иностранным языкам в этом регионе, коммуникативный метод сравнивается с традиционными подходами, поскольку они по-прежнему широко здесь применяются при обучении языкам. Предлагается выработать баланс между интерактивной природой коммуникативного обучения, ориентированного на студента, и аналитическими традиционными методами, ориентированными на учителя. Кроме того, в статье рассматривается вопрос подготовки педагога, его непрерывном обучении и внедрении в его педагогическую практику новых технологий. Иными словами, ставится вопрос о комплексе средств, которые могут облегчить внедрение коммуникативного метода в процесс обучения иностранным языкам на Ближнем Востоке. Подчеркивая важность адаптации коммуникативного метода к различным культурам и языкам, авторы статьи акцентируют внимание на необходимости учета не только лингвокультурологических факторов, но и социальных, таких как экономическое и социальное неравенство, доступ к образовательным ресурсам, социальная регламентированность принципов и правил общения.

Сохранить в закладках
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (2024)
Выпуск: № 67 (2024)
Авторы: Лукьянова Елена Александровна, Оберемко Ольга Георгиевна

В настоящее время в мире отмечаются социальная нестабильность, конфликты между различными культурами и этническими группами, отрицание патриотических идеалов, критика российских нравственных ценностей, культурная дискриминация, агрессия в отношении определенных культурных сообществ и ограничения в передвижениях по миру. В связи с вышеизложенным одной из главных задач современного образования, в частности в области лингвистической подготовки в вузах, является обучение студентов умению правильно ориентироваться в информационном потоке, а также формирование у них чувства патриотизма и развитие собственной культурной идентичности. Во многом этому способствует гуманистическая направленность в обучении иностранным языкам, позволяющая ценить свою Родину, своих друзей в разных странах мира, давать отпор агрессивным нападкам, не имеющим под собой справедливого основания. Гуманистическая направленность в обучении иностранным языкам предполагает ориентацию на развитие языковой личности студента, его индивидуальных способностей, интересов и потребностей, формирование у него умений самостоятельно принимать решения, критически мыслить и анализировать информацию. Особое внимание в статье уделено вопросам развития межкультурной компетенции студентов, их мотивации и стимулирования к активному использованию иностранного языка в различных ситуациях общения. Авторы анализируют возрастные особенности студентов вузов и их влияние на процесс обучения иностранным языкам. Рассматриваются принципы гуманистической направленности в обучении, такие как принцип сотрудничества, принцип ненасилия, принцип диалогового общения, принцип психологии успеха и принцип свободы. Особое внимание уделяется лингвострановедческому аспекту языка, базирующемуся на вышеперечисленных принципах, обеспечивающему межкультурную коммуникацию. Исследуется роль преподавателя иностранного языка в создании благоприятной атмосферы на занятиях и организации межкультурного диалога. Авторы предлагают практические рекомендации для реализации принципов гуманистической направленности, такие как: вежливое комментирование ответов студентов, учет их индивидуальных особенностей. Приводятся примеры конкретных установок к упражнениям. Подчеркивается, что гуманистическая направленность в обучении иностранным языкам не только способствует улучшению языковых навыков и речевых умений, но и развивает личность студента, формирует у него общечеловеческие ценности, способность найти выход из различных ситуаций общения, связанных с культурной напряженностью и «недиалогом» культур

Сохранить в закладках