Цель научной статьи состоит в описании сущности и особенностей личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогов образовательных комплексов с семьями обучающихся, которые направлены на достижение более высоких образовательных результатов.
Методология и методы исследования. В исследовании применялись личностно-ориентированные подходы; методы сравнительного анализа, метод опроса родителей учащихся, беседы с педагогическими работниками для выявления степени их взаимодействия с семьями обучающихся в рамках образовательных комплексов.
Результаты исследования продемонстрировали, что личностно-ориентированный подход должен уступить место личностно-созидающей стратегии образования, направленной на взаимодействие педагогического коллектива образовательного комплекса с семьями учеников, т. к. данное сотрудничество способствует повышению уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Личностно-ориентированный подход (парадигма) предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, а значит, реализацию индивидуального подхода, что затрудняет процесс персонального развития личности и её социализации в едином образовательном процессе воспитания и обучения в рамках преемственности образовательных программ. В ходе исследования установлено, что личностно-созидающая стратегия улучшает процесс коммуникации педагогов с семьями учащихся и положительно влияет на академическую успеваемость и социализацию школьников. Результаты анкетирования позволили определить повышение процента удовлетворённости родителей образовательным процессом, увеличение доли активных семей в жизни школы.
Научная новизна, теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в описании личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями учащихся, которая адаптирует инновационные подходы и психолого-педагогические практики к современным условиям. Теоретическое значение данного исследования состоит в расширении представлений о процессе взаимодействия общеобразовательных комплексов с семьями учащихся, начиная с дошкольного возраста, что на данном этапе способствует разработке современных моделей и инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных данных для разработки преемственных программ взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольных отделений и учащихся. Полученные результаты могут являться основой для разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся.
Выводы. В процессе исследования определено, что рассматриваемая в научной статье личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогов с родителями обучающихся способствует улучшению процесса коммуникации, что в данном случае положительно влияет на академическую успешность учащихся, она создаёт эмоционально-комфортную среду в образовательном комплексе.
Цель статьи - рассмотреть проблему подготовки педагога будущего в условиях цифровой трансформации информационного общества, раскрыть сущность, структуру и отличительные особенности реверсивной модели подготовки педагога будущего к реализации ФГОС общего образования (по уровням) с учётом особенностей развития современных детей цифровой эпохи.
Методология и методы исследования. Методологическими основами исследования выступают личностно-смысловой, системно-деятельностный, компетентно-маркетинговый подходы. В качестве теоретических методов использовались такие, как: сравнительный анализ, обобщение, группировка, гипотетический метод. Для обоснования и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись методы наблюдения, опроса, математического расчёта, метод шкал, тестирования, моделирования, квантирования информации.
Результаты: на основе сравнительного анализа научных работ по проблеме применения реверсивных и иммерсивных технологий в наставнической деятельности, в общем и профессиональном образовании, на основе обобщения практического опыта определена сущность и структурные компоненты реверсивной модели, выделены её отличительные особенности.
Теоретическая и/или практическая значимость работы: впервые определена сущность реверсивной модели подготовки педагога будущего, базирующейся на психолингвистической теории речевой деятельности человека и общества; установлено, что в современных условиях наиболее эффективной является реверсивная модель подготовки педагога будущего, учитывающая особенности развития современных детей нового типа сознания; обосновано, что ведущим видом деятельности, обеспечивающим поступательное развитие личности в образовательном процессе, начиная с дошкольного возраста, является речевая деятельность; раскрыта сущность реверсивной модели, разработана её структура и выделены отличительные особенности. Практическая значимость исследования состоит во внедрении реверсивной модели в образовательный процесс Государственного университета просвещения и обосновании её эффективности; доказана эффективность экспресс-метода «квант» и квант-технологий, используемых в других вузах и общеобразовательных организациях.
Выводы. В результате проведённого теоретического исследования сделан вывод о необходимости трансформации подходов к содержанию, проектированию модели и технологии подготовки педагога будущего для работы с детьми цифрового поколения. Внедрение реверсивной модели подготовки педагога будущего в образовательный процесс вуза позволило выявить следующие преимущества: реверсивная модель позволяет 1) развивать рефлексивные способности студентов с первого курса и повышать мотивацию студентов к профессиональной деятельности; 2) снижать трудозатраты студентов на переработку информации за счёт использования экспресс-метода «квант»; 3) осуществлять взаимодействие со всеми студентами при проведении имитационных уроков; 4) интегрировать учебно-профессиональную, научно-исследовательскую и проектно-инновационную деятельность студентов.