Архив статей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ РОССИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА У УЧАЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: МЕРКУЛОВ ИЛЬЯ АНДРЕЕВИЧ, ШУЛЬГИНА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

Цель. Статья посвящена вопросу использования экономических показателей регионов России в образовательном процессе для развития навыков статистического анализа у учащихся. Авторы ставят целью обосновать эффективность применения реальных региональных данных в обучении географии, а также предложить конкретные примеры заданий для их интеграции в школьный курс географии.

Методология и методы исследования. При подготовке статьи использовались такие исследовательские методы, как: анализ научной литературы и нормативных документов, контент-анализ статистических источников, анкетирование, а также статистические методы обработки результатов. В статье акцентировано внимание на междисциплинарном подходе, сочетающего элементы математики, географии, обществознания и информатики. Методологическая основа исследования базируется на деятельностном и компетентностном подходах, предполагающих формирование у учащихся практических навыков статистического анализа через работу с реальными экономическими данными. Исследование включает анализ вариативности данных, построение графиков и диаграмм с точки зрения выявления их образовательного потенциала на ступени основного общего образования.

Результаты. В статье выделен перечень экономических показателей, которые наиболее целесообразно использовать в преподавании географии на ступенях ООО (например, ВРП на душу населения, уровень безработицы, инвестиции в основной капитал и др.), предложены задания, направленные на формирование у учащихся умений работать с экономической статистикой, а также представлена технологическая карта урока географии в 9 классе по теме «Население Европейского Севера: статистический анализ». Кроме того, в статье отражены результаты педагогического эксперимента, который был реализован в процессе обучения географии девятиклассников.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании роли региональной статистики для формирования статистической грамотности обучающихся. Практическая ценность состоит в разработке методических рекомендаций для преподавателей, включающих примеры задач и кейсов на основе данных Росстата и других официальных источников.

Выводы. Эксперимент подтвердил, что использование экономических показателей регионов России - эффективный инструмент для развития навыков статистического анализа у учащихся. Работа с реальными данными способствует глубокому пониманию предмета и формированию умений, необходимых для профессиональной деятельности.

Сохранить в закладках
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Красикова Ольга Григорьевна

Цель. В статье рассматривается процесс организации самостоятельной работы иностранных слушателей образовательной организации МВД России на этапе довузовской подготовки. С опорой на опыт изучения взрослыми обучающимися лексического минимума по русскому языку как иностранному элементарного уровня представлена последовательность организации направляемой преподавателем самостоятельной работы указанной категории обучающихся и типы заданий, доказавшие свою эффективность.

Методология и методы. В результате проведения пробного обучения, хронометрирования и бесед с участниками исследования, в процессе обобщения опыта обучения были выделены наиболее эффективные приёмы организации самостоятельной работы взрослых обучающихся, направляемой преподавателем.

Результаты. Сравнительная оценка результатов выполнения теста элементарного уровня до и после апробации предложенного процесса организации самостоятельной работы продемонстрировала рост количества набранных баллов на десять процентов, при этом качественный рост отмечается у обучающихся возрастной группы от 40 лет, которые ранее набирали количество баллов, не соответствующее требованиям. Теоретическая и/или практическая значимость.

Теоретическая значимость заключается в том, что раскрыта специфика организации самостоятельной работы иностранцев вуза МВД России на этапе довузовской подготовки по русскому языку, заключающаяся в необходимости подчиняться служебному распорядку при планировании времени на самостоятельную работу. С учётом этого уточнены цель и задачи организации самостоятельной работы на указанном этапе обучения; разработана последовательность создания учебно-диагностических материалов для самостоятельной работы. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его результатов для разработки учебно-методических материалов, направленных на устранение лексико-грамматических ошибок иностранных обучающихся на довузовском этапе подготовки.

Выводы. Описанные особенности организации самостоятельной работы иностранных слушателей доказали свою эффективность для пополнения знаний, необходимых обучающимся для качественного овладения русским языком как иностранным.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУБЕРНАТОРСКОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Антонова Надежда Анатольевна

Цель. Рассмотреть особенности формирования инженерной грамотности при обучении физике обучающихся губернаторского инженерного класса.

Методология и методы исследования. В процессе достижения цели исследования обобщён опыт и представлен анализ современного состояния проблемы формирования инженерной грамотности обучающихся при обучении физике в губернаторском инженерном классе. Методологической основой исследования выступает системный, компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. В статье использованы следующие методы: метод теоретического анализа педагогических источников, систематизации и обобщения полученной информации, наблюдения, опрос, педагогический эксперимент.

Результаты. Автором даётся определение «формирование инженерной грамотности обучающихся при обучении физике». Выделены уровни профильной подготовки в губернаторском инженерном классе. Описана реализация работы в губернаторских инженерных классах для обучающихся МАОУ «Лицей 142 г. Челябинска». Проведён анализ сформированности инженерной грамотности обучающихся губернаторских инженерных классов за 2023/2024 учебный г. по проверяемым умениям: работать с научными текстами и текстами технического содержания, работать с современным оборудованием, решать инженерные задачи.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика губернаторского инженерного класса как необходимого условия формирования у обучающихся инженерной грамотности, что способствует становлению у них готовности к профессиональной деятельности в области инженерных наук. На основе анализа научно-педагогической литературы дано определение «формирование инженерной грамотности при обучении физике». Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении инженерных каникул, в разработке инженерных задач, выполнении проекта. Полученные результаты могут быть применены учителями физики для работы в инженерном классе.

Выводы. Формирование инженерной грамотности обучающихся в губернаторских инженерных классах при обучении физике оказывает положительное влияние для принятия карьерных решений и построения профессиональной траектории. Продолжение исследования по вопросу организации обучения в губернаторских инженерных классах и проектирования содержания инженерного образования мы видим в подготовке учителя физики к работе в профильных классах и введении профессии «учитель-инженер».

Сохранить в закладках
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: РАЧКОВСКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель статьи заключается в том, чтобы обосновать и представить программу воспитания у подростков сознательного и ответственного отношения к предстоящей семейной жизни в воспитательном процессе школы с учётом современного социокультурного контекста. Выпускник школы должен обладать высоким уровнем духовно-нравственной культуры, ценностного отношения к семье, знать правила и законы семейной жизни, быть готовым к ответственному родительству. В статье раскрыты теория и практика организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе в аспекте приобщения старшеклассников к семейным ценностям.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составили основные положения аксиологического, системного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, сочетание которых создаёт продуктивную основу для разработки программы приобщения подростков к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества. В исследовании использовались методы изучения научной литературы, баз данных, публикаций в средствах массовой информации (контент-анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение, систематизация); прогностические методы (проектирование и схематизация); эмпирические методы (системный анализ аксиологических характеристик воспитательного процесса в школе, анкетирование, опрос); математическая обработка полученных данных.

Результаты. Анализ современной социокультурной ситуации, психолого-педагогической литературы и воспитательной практики показывает, что старшеклассники в образовательном процессе должны приобщаться к таким традиционным духовно-нравственным ценностям, как семья, материнство и отцовство, семейные традиции, уважение, доверие, любовь, поддержка, ответственность и честность. Это обуславливает необходимость разработки программы воспитания у подростков культуры семейных отношений. Воспитательный контент данной программы группируется вокруг следующих аксиологических матриц: семья и её социальная роль, молодая семья, родительство, культура семейных взаимоотношений, семейная и социальная политика государства. В процессе реализации программы целесообразно использовать различные методы: метод проблемного изложения, метод проектов, исследовательский метод; а также метод сопереживания ситуаций, ролевую игру, тренинг и др.

Теоретическая и/или практическая значимость. Определение аксиологических основ воспитания у подростков культуры семейных отношений обеспечивает приращение знаний в области социокультурного и организационно-педагогического потенциала общеобразовательной школы в аспекте трансляции семейных ценностей и подготовки молодёжи к семейной жизни. Полученные в исследовании теоретические выводы и обобщения создают основу для дальнейшего изучения способов приобщения школьников к ценности семьи и культуре семейных отношений. Практическая значимость исследования заключается в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к семье, а также подготовке старшеклассников к предстоящей семейной жизни, что важно для успешной социализации подрастающего поколения. Представленная программа позволит сформировать у подростков устойчивую систему ценностных ориентиров, основанную на традиционных представлениях и способствующую социально-культурному развитию общества.

Выводы. Педагогическая аксиология во главу угла ставит способность человека к активному и сознательному преобразованию мира и самого себя в соответствии с нравственными ценностями и моральными императивами. Аксиологический подход позволяет осмыслить обучение в школе как процесс усвоения подростком традиционных духовно-нравственных ценностей, к которым относится ценность семьи, инициирующая личностное преображение старшеклассника в соответствии с нравственным идеалом. Цель этого преображения - дальнейшая объективация духовно-нравственных ценностей в предстоящей жизни. В связи с чем в воспитательном процессе школы должны быть созданы условия для приобщения старшеклассников к семейным ценностям, таким как уважение, доверие, любовь, поддержка, культура материнства и отцовства.

Сохранить в закладках
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ (1682-1918 ГГ.) (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КОНДРАТЬЕВА ГАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Цель. Представить и обосновать периодизацию развития учебно-математических изданий (1682-1918 гг.), рассмотреть характеристику каждого периода.

Методология и методы. Исследование базируется на общем принципе детерминизма, признающем взаимную связь и обусловленность изменений; на методе историзма, позволяющем выявить логику и периоды исторического развития; на сравнительно-аналитическом методе исследования процесса развития учебно-математической печатной книги обозначенного периода.

Результаты исследования. В результате исследования установлено, что разработанная и обоснованная периодизация развития корпуса учебно-математической печатной книги (1682- 1918 гг.) состоит из четырёх периодов (рекомендательно-практического, предметно-содержательного, процессуально-дидактического, научно-методического).

Научная новизна. Впервые разработана и обоснована авторская периодизация развития корпуса учебно-математической печатной книги (1682-1918 гг.). Выявлены основные тенденции развития учебно-математической печатной книги рассматриваемого временного интервала. Определён и обоснован критерий периодизации - методико-дидактическое наполнение учебно-математических изданий, с учётом выделенного критерия дано название каждого периода.

Теоретическая и/или практическая значимость. Осуществлена целостная реконструкция процесса развития учебно-математической литературы (1682-1918 гг.), представленная в виде периодизации, что расширяет сферу современного историко-педагогического знания о процессах эволюции отечественного математического образования в контексте развития учебной книги. Выявлен ключевой критерий развития учебного издания: его методико-дидактическое наполнение.

Результаты исследования могут быть востребованы при разработке лекций и практических занятий для студентов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров; при создании современной отечественной учебно-математической литературы учёными-дидактами и методистами, что важно в условиях цифровизации учебной книги. Результаты исследования могут быть интересны как специалистам в области учебной книги, так и авторам учебных изданий.

Выводы. Анализ развития учебно-математических изданий показывает значительные качественные и количественные изменения. Учебные издания прошли путь от первых пособий, где по личному наитию авторы пытались решить представляющиеся им важными педагогические проблемы, до прообразов современных учебно-методических комплексов, а именно учебных комплектов конца XIX в., когда стал наблюдаться интенсивный рост печатной продукции, в том числе расширение географической локации выпуска изданий. Ключевым критерием качественных скачков в развитии учебно-математических изданий является дидактико-методическое наполнение печатной книги, которое и было положено в основу периодизации. В ходе исследования разработана следующая периодизация развития учебно-математических изданий:1 этап - рекомендательно-практический (1682-1727 гг.);2 этап - предметно-содержательный (1728-1797 гг.);3 этап - процессуально-дидактический (1798-1863 гг.);4 этап - научно-методический (1864-1918 гг.).

Сохранить в закладках
ТЕХНОЛОГИЯ КОМАНДНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: ГАРАШКИНА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, ДУБРОВИНА НИНА НИКОЛАЕВНА

Цель статьи: рассмотреть сущность и технологию командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся общеобразовательной организации.

Методология и методы исследования. Авторами применялся при обосновании компонентного состава технологии командного сопровождения индивидуального маршрута учащихся комплекс исследовательских подходов, включая: системный, индивидуально-ориентированный, проектно-технологический подходы. В качестве методов исследования использовались: анализ и обобщение базовых понятий исследования, систематизация теорий и практик в области командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов школьников.

Результаты. Определены базовые понятия и разработаны инвариантные и вариативные компоненты технологии командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся основной школы.

Теоретическая и/или практическая значимость работы. Определены понятия: «командное сопровождение» как система взаимосвязанных и взаимодополняющих действий команды специалистов в соответствии с распределённым функционалом и решаемым кругом педагогических задач; «технология командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся» как целостная система организационных, методических и технических мер деятельности команды сопровождения, направленных на обеспечение навигации и достижения результатов каждым учащимся; обоснован состав технологии командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся основной общеобразовательной организации - инвариантные компоненты (диагностический, организационный, деятельностный) и вариативные компоненты (методический, ресурсный, профориентационный). Практическая значимость исследования состоит во внедрении технологии командного сопровождения индивидуального образовательного маршрута учащихся основной общеобразовательной организации, её позитивном влиянии на образовательные результаты каждого учащегося.

Выводы. В ходе исследования обоснованы сущность и технология командного сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов, представлены её компоненты. Полученные теоретические результаты служат базисом для проектирования практической деятельности педагогов в процессе сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов в условиях цифровой образовательной среды.

Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНО-СОЗИДАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: АГАРЁВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

Цель научной статьи состоит в описании сущности и особенностей личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогов образовательных комплексов с семьями обучающихся, которые направлены на достижение более высоких образовательных результатов.

Методология и методы исследования. В исследовании применялись личностно-ориентированные подходы; методы сравнительного анализа, метод опроса родителей учащихся, беседы с педагогическими работниками для выявления степени их взаимодействия с семьями обучающихся в рамках образовательных комплексов.

Результаты исследования продемонстрировали, что личностно-ориентированный подход должен уступить место личностно-созидающей стратегии образования, направленной на взаимодействие педагогического коллектива образовательного комплекса с семьями учеников, т. к. данное сотрудничество способствует повышению уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Личностно-ориентированный подход (парадигма) предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, а значит, реализацию индивидуального подхода, что затрудняет процесс персонального развития личности и её социализации в едином образовательном процессе воспитания и обучения в рамках преемственности образовательных программ. В ходе исследования установлено, что личностно-созидающая стратегия улучшает процесс коммуникации педагогов с семьями учащихся и положительно влияет на академическую успеваемость и социализацию школьников. Результаты анкетирования позволили определить повышение процента удовлетворённости родителей образовательным процессом, увеличение доли активных семей в жизни школы.

Научная новизна, теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в описании личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями учащихся, которая адаптирует инновационные подходы и психолого-педагогические практики к современным условиям. Теоретическое значение данного исследования состоит в расширении представлений о процессе взаимодействия общеобразовательных комплексов с семьями учащихся, начиная с дошкольного возраста, что на данном этапе способствует разработке современных моделей и инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных данных для разработки преемственных программ взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольных отделений и учащихся. Полученные результаты могут являться основой для разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся.

Выводы. В процессе исследования определено, что рассматриваемая в научной статье личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогов с родителями обучающихся способствует улучшению процесса коммуникации, что в данном случае положительно влияет на академическую успешность учащихся, она создаёт эмоционально-комфортную среду в образовательном комплексе.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ДОМИНАНТ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ГАЛЬСКОВА НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА, Сороковых Галина Викторовна, ОРЕШКОВА НАДЕЖДА ЛЕОНИДОВНА

Цель статьи - описать результаты исследования проблемы формирования профессионально-личностных характеристик современного учителя иностранного языка; выявить причины деформации его образа и предложить рекомендации по воспитанию студентов педагогического направления в языковом вузе, обеспечивающие повышение эффективности профессионально-личностного формирования современного учителя как субъекта своей жизнедеятельности.

Методология и методы исследования. Методологическую базу исследования составляет образовательная концепция гуманизации обучения и воспитания (Малинин, 2024; Прибылова, 2023; Сороковых, 2024), основанная на следующих научных подходах: аксиологическом (Гальскова, 2023; Сластёнин, 2024; Старицына, 2019; Языкова, 2023), личностно-ориентированном, специфика которого заключается в «пристальном интересе к развитию личности и индивидуальности обучаемого» (Прибылова, 2023). Вышеперечисленные концепции, подходы и идеи позволяют в комплексе рассмотреть проблему формирования ценностных доминант в многоликом образе современного учителя как симбиозе лингвокультурологических, методических, социальных компетенций, направленных на развитие способностей обучать, воспитывать, развивать и социализировать школьников всех категорий. В статье используются теоретические методы: анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы, связанной с профессионально-личностным формированием образа современного педагога, а также эмпирические методы (опросы, анкетирование, беседа).

Результаты. Состоялся Международный Форум (декабрь 2024 г.), в рамках которого был представлен многоликий образ современного учителя, выявлены проблемы искажения его канонического образа; раскрыты ценностные смыслы, которые доминируют у будущего педагога; на основе проведённого анкетирования студентов педагогических вузов в разных регионах страны (Москва, Курск, Челябинск и др.), установлены проблемы, связанные с его негативной трансформацией; проанализирован опыт зарубежных коллег в подготовке учителя иностранного языка, который может быть полезен и учтён в отечественном профессиональном образовании; на основе теоретического анализа причин деформации ценностных доминант будущего педагога, предложены рекомендации по воспитанию студентов педагогического направления в языковом вузе, направленные на формирование у них аксиологических ценностей.

Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна представленной работы заключается в комплексном подходе к проблеме формирования ценностных доминант у будущего учителя, в подготовке и проведении научного форума, в рамках которого обсуждены вопросы, посвящённые проблеме многоликости современного педагога, определены социализирующие и акмеологические стратегии формирования личности будущего педагога и даны рекомендации по дальнейшему разрешению накопившихся вопросов по данной теме.

Выводы. Проблема формирования аксиологических основ профессионально-методической подготовки будущего учителя на сегодняшней день остаётся важной и необходимой, требующей комплексного подхода к её разрешению. Вопросы создания ценностных доминант в образе современного педагога включают важные аспекты: профессиональные ценности, морально-этические, использование инновационных технологий как основы ценностного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕАДАПТИВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: МИРОШКИН ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ, Уварина Наталья Викторовна

Цель. Рассмотреть методологические подходы к формированию преадаптивности курсантов военных вузов и представить комплексный анализ главных теоретико-методологических основ, позволяющих выявить ключевые аспекты формирования преадаптивности курсантов военных вузов.

Методология и методы. Основные положения проведённого исследования базируются на комплексной методологии, включающей системный, аксиологический и деятельностный подходы. Методы исследования: анализ научных источников, синтез научных идей, обобщение педагогического опыта.

Результаты. Рассмотрены системный, аксиологический и деятельностный подходы к формированию преадаптивности курсантов военных вузов. По итогам проведённого анализа определены ключевые аспекты формирования преадаптивности курсантов военных вузов: учёт индивидуальных особенностей курсантов, создание условий для развития профессиональных навыков и личностных качеств, координация действий всех участников образовательного процесса. Всё это в дальнейшем позволит разработать и внедрить эффективную систему формирования преадаптивности курсантов в военном вузе.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки системы формирования преадаптивности курсантов военных вузов, которая будет направлена на создание условий для всестороннего развития курсантов и позволит им не только успешно проходить обучение, но и готовиться к выполнению своих служебных обязанностей в сложных и изменчивых условиях военной службы.

Выводы. Учёт выделенных методологических подходов, влияющих на формирование преадаптивности, играет важную роль в профессионально-должностной подготовке курсантов военных вузов. Формирование преадаптивности у курсантов является актуальной и важной задачей системы военного образования, т. к. военные специалисты постоянно сталкиваются с быстрыми изменениями в политической и военной обстановке. Подготовка будущих офицеров, способных действовать в данных условиях неопределённости и динамичных ситуаций, является необходимостью для обеспечения обороноспособности государства.

Сохранить в закладках
ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: БОГДАНОВА МАРИНА МИХАЙЛОВНА, КУЗЕВАНОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА

Цель статьи - осветить особенности и принципы личной эффективности преподавателя высшей школы, занимающегося педагогической деятельностью, для выработки оптимального сценария защиты от профессионального выгорания.

Методология и методы. Исследование проводилось на основе многолетних наблюдений за ходом образовательного процесса, анализа качества образования в отдельно взятом учебном заведении, синтеза и сравнения рационального соотношения «результат/эффект» в педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Исследование опирается на педагогический опыт авторов, с учётом обзора нормативной и научной литературы, и с применением методов научного познания: анализ и синтез, наблюдение, сравнение.

Результаты. Анализ особенностей и принципов личной эффективности человека, занимающегося педагогической деятельностью, позволил определить детально, из чего складывается личная эффективность преподавателя высшей школы. На основании этого предложены следующие основные принципы грамотного увеличения личной эффективности и качественного выполнения поставленных задач: планирование, дробление, приоритетность, срочность, ресурсность, избирательность.

Научная новизна исследования - уточнено понятие «личная эффективность преподавателя», рассмотрены компоненты педагогического труда, определены особенности и принципы личной эффективности преподавателя, и факторы, влияющие на её снижение, предложены рекомендации по повышению личной эффективности преподавателя.

Теоретическая и/или практическая значимость. Дано определение, что «личная эффективность» преподавателя - это совокупность навыков и качеств, которые позволяют за заданный промежуток времени выполнить ряд задач максимально быстро с минимальными затратами. Перечислены компоненты, из которых складывается труд педагога: наиболее существенным компонентом является время, потраченное на выполнение задач. При этом важно рационально распределять время, с учётом особенностей труда педагога: ограничение учебной нагрузки, закреплённый индивидуальным планом перечень видов работ, соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки как 2:1. Определены факторы, которые снижают личную эффективность преподавателя, и разработаны рекомендации её повышения: планировать свои задачи по времени, уход от многозадачности, правильно расставлять приоритеты задач, не откладывать задачи в «долгий ящик», стремиться к эффективному использованию ресурсов, быть избирательным в задачах. Апробация результатов проведённого исследования на практике позволит максимально эффективно выполнять задачи за заданный промежуток времени быстро по времени и с меньшими трудовыми затратами. Разработанные авторами рекомендации помогут педагогу, с учётом особенностей его труда, оптимально распределять своё время, обеспечить удовлетворительный баланс между работой и личной жизнью.

Выводы. Педагогическая деятельность имеет свои особенности, которые влияют на личную эффективность педагога. Исходя из принципов грамотного распределения своих внутренних ресурсов, поставленных задач и имеющихся методов их выполнения, личная эффективность, как и экономическая, определяется путём соотношения результата и затрат, породивших этот результат (эффект), т. е. ожидаемый результат (научный труд, проведённое мероприятие) не должен быть меньше затрат на его достижение (временных, трудовых и финансовых).

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЧЖАО И

Цель. В статье проводится комплексный анализ организационно-методических аспектов обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, на начальном этапе в китайских вузах. Был осуществлён опрос преподавателей с целью выявить существующие проблемы и определить перспективные направления совершенствования данного процесса.

Методология и методы. Исследование базируется на комплексном подходе, интегрирующем принципы коммуникативного и деятельностного подходов, а также учитывающем психолингвистические и методические аспекты обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный. Применялись принципы системного подхода и теории учебной деятельности. Использовались методы анкетирования преподавателей, а также количественного и качественного анализа полученных данных.

Результаты. Проведённое исследование выявило преобладание аудиовизуальных методов и комбинированных упражнений в практике обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, в китайских вузах. Наряду с этим, установлены проблемы, связанные с недостаточным методическим обеспечением, ограниченностью ресурсов, слабой языковой подготовкой студентов-филологов и неполным использованием внеаудиторной работы.

Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии методики преподавания русского языка как иностранного, углубляя понимание особенностей обучения аудированию на начальном этапе в китайских вузах и определяя влияние языковых, методических и психологических факторов на эффективность этого процесса. Работа способствует развитию концепции комплексного подхода к обучению, подчёркивая важность интеграции современных технологий, мультимедийных и аутентичных ресурсов, а также активного использования внеаудиторной работы. Исследование расширяет теоретическую базу лингводидактики, дополняя её положениями о влиянии иноязычной среды, необходимости использования аутентичных материалов, а также внедрения современных интерактивных технологий. Практическая значимость состоит в возможности применения полученных данных для разработки методических рекомендаций, адаптации учебных материалов, создания базы ресурсов и дополнительных упражнений по аудированию, оптимизации учебного процесса и обеспечения методической поддержки преподавателей, способствуя повышению качества обучения аудированию китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, в китайской иноязычной среде.

Выводы. Результаты подчёркивают необходимость создания библиотеки ресурсов и дополнительных упражнений по аудированию, внедрения современных технологий и повышения квалификации преподавателей для эффективного обучения аудированию студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный. Для решения выявленных проблем необходим комплексный подход, сочетающий современные методики и аутентичные материалы.

Сохранить в закладках
О РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЧЕРЕМНЫХ ДАНИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ

Цель. Статья направлена на анализ межпредметных связей в обучении физике, акцентируя внимание на интеграции знаний из математики и физики для формирования системного мышления и ключевых компетенций учащихся.

Методология и методы. Исследование основано на литературном анализе, а также на практическом подходе, включающем использование метапредметного подхода и дифференциального исчисления в обучении физике. Рассматриваются примеры успешной реализации межпредметных связей, включая проектную деятельность, лабораторные исследования и использование образовательных технологий.

Результаты. В статье подчеркивается, что межпредметные связи помогают интегрировать знания из различных дисциплин, что способствует лучшему усвоению материала и развитию критического мышления у учащихся. Использование метапредметного подхода и дифференциального исчисления в преподавании физики способствует более глубокому пониманию реальных физических процессов и развитию аналитических способностей. Включение современных образовательных технологий, таких как симуляторы и программное обеспечение, способствует более эффективному обучению.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия межпредметных связей и их роли в образовательном процессе, а также в разработке методических рекомендаций для реализации межпредметного подхода. Практическая значимость заключается в предложении конкретных методов и примеров для внедрения межпредметных связей в школьную практику, что способствует более глубокому и осмысленному обучению.

Выводы. Интеграция межпредметных связей является важным элементом современного образования, способствующим развитию у учащихся комплексных знаний и навыков. Метапредметный подход и использование дифференциального исчисления помогают формировать ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Для эффективной реализации межпредметных связей требуется подготовка педагогов, создание методических материалов и внедрение инновационных образовательных технологий.

Сохранить в закладках
назад вперёд