Цель исследования. Оценить результативность применения телемедицинских технологий в реабилитации пациентов с речевыми нарушениями после перенесенного ишемического инсульта.
Дизайн. Рандозимированное клиническое исследование.
Материалы и методы. На базе Университетской клиники ФГБОУ ВО «Ивановский государственный медицинский университет» Минздрава России обследованы 50 пациентов в восстановительном периоде ишемического инсульта, средний возраст участников исследования — 57,5 [53,0; 64,0] года. В 1-ю группу вошли 28 (56,0%) больных с афазией, во 2-ю группу включены 22 (44,0%) пациента с дизартрией. Случайным образом исследуемые обеих групп были разделены на подгруппы: 1а подгруппу (18 (64,3%) человек 1-й группы) и 2a подгруппу (12 (54,5%) человек 2-й группы), в которых выполнялись тренировки речевых функций при помощи телемедицинских технологий; 1b подгруппу (10 (35,7%) человек 1-й группы) и 2b подгруппу (10 (45,5%) человек 2-й группы), где занятия не проводились. Пациенты 1a и 2a подгрупп еженедельно в электронном виде получали по 3 блока заданий для уменьшения выраженности афазии или дизартрии. План реабилитации и расписание занятий составлялись логопедом после очной консультации. В начале исследования и по истечении 1, 3 и 6 месяцев наблюдения для определения степени речевых нарушений проводилось клиническое обследование пациентов, изучались данные по шкале Л. И. Вассермана и тесту оценки дизартрии.
Результаты. До начала исследования статистически значимых различий по речевым показателям между подгруппами выявлено не было. В 1a подгруппе выраженность афазии снизилась через 1 месяц занятий, в 1b подгруппе — через 3 месяца (p = 0,0012). Показатели по шкале Л. И. Вассермана: повествовательная и отраженная речь, называние, произношение речевых рядов, просодии, литеральные парафазии, отношение к дефекту речи, чтение вслух, чтение букв, списывание и письмо букв под диктовку — улучшились через 1 месяц после начала наблюдения (p < 0,05). У пациентов 1-й группы, участвовавших в телереабилитационных занятиях, уровень дизартрии снизился через 1 месяц тренировок (p = 0,0022), а в подгруппе без применения технологии — через 3 месяца (p = 0,0077). Уже через 1 месяц занятий в подгруппах с использованием телемедицинских технологий степень выраженности афазии или дизартрии была ниже, чем в подгруппах без применения данной методики. По истечении 3 и 6 месяцев участия в телереабилитационном тренинге различия выраженности речевых нарушений сохранялись (p1a–1b = 0,0238, p2a–2b = 0,0002 через 6 месяцев). Полученные результаты также подтверждаются проведенным дисперсионным анализом: через 6 месяцев наблюдения средние показатели степени выраженности речевых нарушений в подгруппах с применением технологии телереабилитации были статистически значимо ниже, чем в подгруппах, где данная методика не использовалась.
Заключение. Применение телереабилитационных технологий в сочетании с логопедическим сопровождением эффективно в реабилитации пациентов с речевыми нарушениями. Улучшение показателей речи наблюдалось через месяц регулярных дистанционных занятий.