Архив статей журнала
Предметом исследования выступает налоговый контроль, представляющий значимую и обязательную часть налоговой системы России. Актуальность исследования обусловлена неполным выявлением налоговыми органами налоговых правонарушений, замещением камеральных, выездных и повторных выездных налоговых проверок, детально регламентированных Налоговым кодексом, деятельностью комиссий налоговых органов, не имеющей законодательных ограничений, компенсацией государством потерь налоговых доходов повышением налоговой нагрузки всем налогоплательщикам, негативно сказывающейся на защите частной собственности.
Целью статьи является развитие общественной дискуссии по проблемам нереагирования налоговых органов на совершение налоговых правонарушений, отсутствие неотвратимости наказания за неуплату налогов, замещающего повышения государством налоговой нагрузки, требующим изменение практики налогообложения и положений Налогового кодекса. Автор критически относится к неполному выявлению налоговыми органами налоговых правонарушений, непроведению камеральных налоговых проверок, уменьшению числа выездных налоговых проверок, их замещению деятельностью комиссий налоговых органов, компенсации государством потерь из-за уклонения налоговых правонарушителей от уплаты налогов повышением налоговой нагрузки законопослушным организациям и физическим лицам.
Сделаны выводы о необходимости увеличения числа налоговых проверок у налоговых правонарушителей, а также недопустимости несправедливого увеличения государством налоговой нагрузки для законопослушных налогоплательщиков. Нужно привлекать к ответственности должностных лиц налоговых органов за непроведение налоговых проверок и неполное начисление налогов. В отношениях налогового контроля должны быть только бесконтактные методы и формы работы, исключающие возможность административного давления на налогоплательщика и договоренностей о приемлемых суммах налогов.
Представленная статья посвящена анализу инструментов, обеспечивающих реализацию механизма инновационного развития экономики Российской Федерации. В работе проанализирована динамика позиции России в «Глобальном инновационном индексе» как в целом, так и по составляющим его компонентам. Охарактеризован механизм финансового обеспечения инновационных процессов. Сформированы подходы финансирования инновационной деятельности в зависимости от жизненного цикла компании. С учетом вида экономической деятельности автором проведен анализ затрат на инновационную деятельность за период 2021–2022 гг. Представлена российская финансовая инфраструктура поддержки инноваций. Определены инструменты финансирования инновационной деятельности. Раскрыта система бюджетного финансирования инновационной деятельности. Охарактеризованы особенности венчурного финансирования стартапов. Автором проведена сравнительная характеристика преимуществ и недостатков финансовых инструментов, обеспечивающих инновационное развитие. Приведены современные тенденции применения финансовых инструментов с учетом геополитических изменений и санкционного давления на Российскую Федерацию.
На основе ретроспективного анализа в работе выявлены принципиальные расхождения основных положений аграрных реформ А. В. Чаянова и П. А. Столыпина по критериям: основной хозяйствующий субъект сельской экономики, цель хозяйствования, формы организации труда, формы собственности/пользования на землю, оценка выгодности ведения хозяйства и ряд других.
Раскрыт вопрос исторически сложившихся в России альтернативных практик общественных отношений в сельском хозяйстве, в особенности вопросы социализации, национализации, приватизации земель сельскохозяйственного назначения; создания личных, индивидуальных, коллективных/кооперативных, государственных, частных хозяйств и организаций. Определено, что аграрные реформы в постсоветской России имеют, с поправкой на изменения социальной и технологической базы, черты Столыпинских реформ, а базовые идеи А. В. Чаянова не получили должного развития.
С учетом текущей геополитической ситуации, задач укрепления национального суверенитета страны, преодоления демографического кризиса, тренда на экологизацию сельскохозяйственного производства, автор аргументированно доказывает актуальность гибких подходов А. В. Чаянова, который отстаивал идеи социальной эффективности производства.
В статье рассматривается проблематика социального капитала и форм его функционирования в условиях формирования парадигмы экономики знаний. Автором определено, что предпосылками парадигмальных трансформаций стали научно-технический прогресс, основанный на новом качестве производства и реализации научных знаний. Знания из экзогенного фактора человеческой деятельности превратились в новую форму капитала и стали основополагающим импульсом создания наукоемких технологий и их стремительного внедрения в практики жизнедеятельности человека и общества. Автором раскрываются концептуальные характеристики социального капитала, его структура и модели его функционирования на нано-, микро-, мезо- и макроуровнях. Обосновывается, что взаимообусловленность динамики развития социального капитала, интеллектуального и человеческого капитала и роста благосостояния как отдельного индивида, так и общества и государства в целом. Выделено, что развитие и воспроизводство социального капитала выступает стратегическим механизмом для парадигмальных изменений и ключевым условием для прогресса знаниевой экономики.
В статье исследуется роль наставничества как формы обучения, обосновываются его преимущества в развитии прикладных профессиональных компетенций. Рассмотрено содержание наставничества, его нацеленность на результат, описаны основные типы наставничества. Автор подчеркивает необходимость развития национальных традиций наставничества, важность трансформации практики наставничества в неотъемлемый элемент корпоративной культуры как важной предпосылки создания на предприятии климата, базирующегося на российских традициях творчества, с четкой ориентированностью на обучение, освоение необходимых для предприятия компетенций в процессе работы. Обосновывается, что использование практики наставничества повысит вовлеченность персонала в происходящие на предприятии процессы, обеспечит рост эффективности производства, формирование командного духа, повысит лояльность персонала к системе ценностей компании.
Статья посвящена сравнительному анализу положений действующего чрезвычайного законодательства, закрепляющего порядок установления и реализации экстраординарных (особых) правовых режимов. Исследованы акты федерального законодательства, регламентирующего правовые режимы военного, чрезвычайного положения, чрезвычайных ситуаций, противодействия терроризму и экстремистской деятельности, а также регионального законодательства о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (всего – 93 нормативных акта). Отмечено, что законодатель (в особенности региональный) по-разному подходит к вопросу нормативно-правового закрепления предмета регулирования, определения и разграничения оснований введения экстраординарных (особых) правовых режимов, полномочий органов публичной администрации и их должностных лиц, которые обеспечивают реализацию таких режимов. Так, например, в законодательстве о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, противодействия терроризму и экстремистской деятельности не предусмотрены основания введения соответствующих режимов.
Выявлено несоответствие нормативного содержания законодательных актов субъектов РФ в части закрепления экстраординарных полномочий публичной администрации. В целях устранения неопределенностей в вопросах соотнесения объектов правового регулирования и оснований для введения экстраординарных (особых) административно-правовых режимов обосновывается предложение о необходимости формулирования бланкетных правовых норм, определяющих основания введения экстраординарных (особых) правовых режимов и направленных на обеспечение их реализации. По итогам исследования делается вывод о необходимости приведения в соответствие содержания нормативных правовых актов субъектов РФ, которые наделяют органы публичной администрации и их должностных лиц экстраординарными полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Описываются возможные направления совершенствования законодательства в данной сфере.
В современных условиях, при многообразии форм и видов предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг, а также множестве организаций, предлагающих их клиентам, особую роль играет деятельность Банка России, направленная на защиту прав потребителей финансовых продуктов и услуг, предотвращение нарушений этих прав, а также повышение уровня финансовой грамотности населения. Реактивное и превентивное направления деятельности Банка России в этой сфере позволяют эффективно решать проблему нарушения прав клиентов.
Автор статьи предпринимает попытку анализа понятия суверен с позиции юридического децизионизма и политической теологии – учений, разработанных немецким философом и правоведом Карлом Шмиттом (1888–1985).
Децизионизм по праву считается одним из базовых концептов шмиттовского политико-правового дискурса. В своем объемном трактате «Диктатура» (1910 г.) Шмитт инициирует детально разработанное учение о децизионизме, в основе которого лежит принятие политического решения, обоснованного соответствующей властью (а не законом). Позднее (в 1922 г.) Шмитт издает свою «Политическую теологию»*, в оптику которой снова попадает децизионизм, а также те его государственно-правовые понятия, которые возможны к соотнесению с понятиями теологическими. К ним, прежде всего, относятся понятия суверен, суверенитет, чрезвычайное положение. И наконец в работе «О трех видах юридического мышления» (1934 г.) он предлагает классификацию юридического мышления (в котором допустимо предположить одновременное существование всех его трех видов), отвергая нормативизм и обосновывая свою склонность к децизионизму и мышлению в категориях конкретного порядка.
Некоторые исследователи трудов Шмитта – и в частности его «Политической теологии» – считают, что посредством соотнесения суверена с Богом, чрезвычайного положения – с чудом и политического действия – с крестным путем, ученый пытался оградить свое учение о децизионизме от какой-либо критики, поскольку «пропущенная» сквозь призму теологического, а не критического мышления политика становилась предметом веры, принимая форму и выражение неоспоримого догмата. На самом деле такое «исследовательское» видение проводимых Шмиттом аналогий не объясняло ни интерпретативно сложную теорию суверена, ни его политическую теологию, а лишь упрощало, а порою и вульгаризировало их.
Занимаясь исследованием генеалогии политической власти, Шмитт пытался установить характерный для конкретной эпохи тип суверена (Папа Римский – в период раннего и классического Средневековья (V– XIV вв.); протестанстский реформатор (в лице Ж. Кальвина) – в период позднего Средневековья (XVI в.), абсолютный монарх – в период европейского абсолютизма (XVI–XVIII вв.), немецкий народ – в период существования Веймарской республики (1918–1933 гг.), рейхспрезидент – в период зарождения национал-социализма (30-е гг. XX в.). По Шмитту сущностная природа каждого из них выявляется в процессе принятия ими только тех политических решений, которые немецкий исследователь определяет как решения о введении чрезвычайного положения. При этом каждая эпоха «задает» своего суверена, что предполагает обязательное подчинение его политического решения духу времени конкретного исторического периода. Таким образом, с поступательным развитием политической теологии развивается и (юридический) децизионизм, вследствие чего понятия суверен, суверенитет и решение о чрезвычайном положении «обрастают» новыми смысловыми значениями.
Статья посвящена рассмотрению понятия «мезосисмема» в контексте управления социально-экономическим развитием, а также приведены методика оценки и методы управления развитием социальноэкономическими мезосистемами. В статье предложены ряд методик, которые позволят оценить уровень развития социально-экономических систем для дальнейшей разработки мероприятий с целью повышения эффективности управления ими.
Системная экономика рассматривает понятие «мезоэкономика» преимущественно в контексте хозяйственной сферы, фокусируя внимание на региональном измерении [Клейнер 2006]. При этом целесообразно расширить концептуальные рамки, включив в сферу мезоэкономических исследований следующие аспекты:
– отраслевые кластеры и экосистемы – группы взаимосвязанных предприятий и организаций, объединенных единой отраслевой специализацией, общими технологиями и рынками;
– локальные экономические системы – автономные территориальные образования, обладающие собственными ресурсами, производственной базой и инфраструктурой, но взаимодействующие с внешней средой;
– глобальные цепочки создания стоимости – сети взаимосвязанных предприятий и организаций, осуществляющих совместную деятельность по производству и распространению товаров и услуг в глобальном масштабе. Разработка теоретических основ мезоэкономики позволит не только изучать, но и управлять этими объектами, способствуя повышению эффективности экономической системы в целом. Для этого потребуется привлечение междисциплинарного подхода, объединяющего методы системного анализа, экономики, социологии и других наук. Таким образом, мезообъекты выводят современную экономику за рамки неоклассической парадигмы, открывая новые горизонты для исследования и практического применения. Системная экономика, расширенная на основе предложенных концептов, служит перспективной теоретической базой для построения мезоэкономических моделей и разработки эффективных механизмов управления.
На сегодняшний день социальное предпринимательство является одним из наиболее динамично развивающихся видов предпринимательской деятельности и выступает, наряду с государственными структурами, драйвером социокультурных изменений в обществе. Используя предпринимательский подход, социальные предприниматели решают актуальные социальные проблемы и действуют, исходя из общественных интересов. Возможность оперативного реагирования на возникающие запросы общества, удовлетворение потребностей разных категорий населения, предоставление равного доступа и новых возможностей, способствующих социально-экономической адаптации и построению инклюзивного общества, являются определяющими для развития института социального предпринимательства. Специфика такого вида деятельности определяется конкретной сферой, в рамках которой реализуются, к примеру, социокультурные проекты. Рост интереса к сфере культуры и тенденция активной поддержки проектов в данной сфере обусловили цель настоящей статьи – анализ особенностей социокультурного предпринимательства.
В статье рассматривается проблематика эффективного ведения хозяйственной деятельности в условиях роста неопределенности деловой среды. В последние годы эта неопределенность резко повысилась, что определяется, в частности, двумя последовательными макрошоками (пандемический, 2020 г. и санкционный, 2022 г.), которые породили слабопредсказуемые изменения в российской экономике. Авторами эта ситуация определена как политико-экономическая турбулентность. Политико-экономическая турбулентность в целом негативно влияет на эффективность управления в экономике, что подтверждается имеющимися статистическими данными. В то же время, есть многочисленные контрпримеры, когда даже в турбулентной среде за счет эффективного управления удается получать высокие результаты в хозяйственной деятельности. Показано, что сложившиеся условия хозяйствования требуют пересмотра подходов к управлению. Обновленное управление должно быть ориентировано на защиту от рисков, вызванных турбулентностью, и, одновременно, на использование порождаемых ею новых возможностей. Рекомендовано, в этой связи, более активно использовать проектный подход в управлении. Формирование сбалансированного по рискам и результативности портфеля проектов позволяет экономическим системам успешно функционировать и развиваться даже в условиях политико-экономической турбулентности.
Статья посвящена влиянию финансовых технологий в цифровой экономике и возможным инновационным решениям в сфере финансов и финансовых услуг. В статье рассмотрен методический подход к имплементации технологии блокчейн в российскую платежную систему «Мир». Обоснованы основные этапы внедрения технологии блокчейн в деятельность платежной системы «Мир». Разработаны предложения по выбору оптимального партнера в части разработки и внедрения блокчейна для платежной системы «Мир».
Предложен и обоснован процесс внедрения технологий блокчейн в работу платежной системы «Мир». Сформированы проектные предложения и обоснован проект внедрения технологий блокчейн в работу платежной системы «Мир» с последующим расчетом экономического эффекта от практической реализации проектных предложений.
Разработан экономический прогноз от имплементации проекта по реалистичному, оптимистичному и пессимистическому сценарию.