Архив статей журнала
В современных условиях, при многообразии форм и видов предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг, а также множестве организаций, предлагающих их клиентам, особую роль играет деятельность Банка России, направленная на защиту прав потребителей финансовых продуктов и услуг, предотвращение нарушений этих прав, а также повышение уровня финансовой грамотности населения. Реактивное и превентивное направления деятельности Банка России в этой сфере позволяют эффективно решать проблему нарушения прав клиентов.
В статье анализируется современное состояние в банковском секторе с позиций наличия конкуренции среди действующих кредитных организаций. Затрагиваются аспекты деятельности Центрального банка Российской Федерации по поддержанию конкуренции. Приводится статистика, показывающая, что на долю крупнейших банков приходится подавляющее количество ресурсов и клиентов, что, по сути, может характеризовать отечественный банковский сектор как олигополию. Рассматриваются положительные и отрицательные аспекты преобладания на российском рынке банков-гигантов, приводятся аргументы против существующей ситуации и за нее. Уделяется внимание перспективным инициативам Банка России по снижению монополизации рынка, в частности вопросам создания регионального банка как нового вида кредитной организации с уменьшенным количеством обязательных нормативов. Анализируются положительные эффекты данной инициативы для регионов.Отдельно рассматриваются вопросы конкуренции в сфере предоставления программного обеспечения и ИТ-продуктов для рынка банковских услуг в разрезе современного состояния санкционных ограничений. Делается вывод, что отечественная ИТ-индустрия вышла на новый качественный уровень развития, несмотря на отток ИТ-специалистов в 2022 году.