Архив статей журнала

Управление оценкой социальных инвестиционных проектов отраслевой компании (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Назарова Юлия А., СОПИЛКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА, Навроцкая Наталья Анатольевна, КИРИЧЕНКО ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

В предлагаемой статье приводится разработанный авторский методический подход и его апробация к оценке эффективности социальных инвестиционных проектов (проект в сфере здравоохранения отраслевой корпорации), концепция которого строится на устранении недостатков существующих методических подходов, таких как метод «затраты-результативность» и метод «затраты-выгоды». В основе такого подхода лежит авторская система показателей оценки социального эффекта, а также авторский подход к монетизации социальных эффектов. Проведенное исследование позволило разработать алгоритм оценки социально-экономической эффективности социальных инвестиционных проектов с учетом авторского методического подхода. Перевод социальных эффектов, выраженных в натуральных единицах изменения, в денежное выражение повысил точность оценки социально-экономической эффективности с учетом суммарного социального эффекта.

Сохранить в закладках
Перспективы геймификации менеджмента медиаорганизаций (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Плотников Владимир Александрович, Шамина Ольга А., Шарапова Ольга А.

В статье рассматривается проблематика использования перспективного инструментария управления в современных организациях, основанного на геймификации. Геймификация менеджмента связана с инкорпорированием в процессы управления игровых элементов, что формирует эмоциональную и социальную вовлеченность, чувство сопричастности у участников процессов управления. Геймификация и перспективы ее использования рассмотрены на примере медиаорганизаций. Цель исследования – проанализировать сущность геймификации и оценить возможности и перспективы ее использования в системах менеджмента организаций медиаиндустрии. В ходе исследования выявлены сходства и различия геймификации и использования в менеджменте моделей теории игр. Показано, что цифровая трансформация и цифровизация медиаиндустрии создают благоприятные условия для геймификации. Также положительно влияющим на внедрение инструментов геймификации в медиаорганизациях фактором является распространение в этой сфере гибридных бизнес-моделей, которые сочетают традиционную и онлайн-работу.

Сохранить в закладках
Организация эффективного управления инфраструктурой саморегулируемых организаций – магистральный путь совершенствование системы саморегулирования (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Ворова Елена Александровна

Институт саморегулирования в проектно-строительном комплексе начал развиваться еще в 2010 г. Параллельно шли процессы формирования нормативно-правовой базы и системы институтов, обеспечивающих эффективное функционирование саморегулируемых организаций в целом. В процессе становления были выявлены проблемные зоны и ряд недостатков, что привело к необходимости реформирования сложившейся системы и внедрения информационных технологий как фактора развития и подготовки специалистов. Именно потребность в специалистах и формировании человеческого капитала должна стать ключевой целью создания и развития саморегулируемых организаций. Создание кластера высококвалифицированных специалистов проектно-строительной отрасли обозначило актуальность изучения данных процессов и определило основные векторы исследования. В первой части статьи автор дает ответы на вопросы, посвященные обозначению места института саморегулирования проектно-строительного комплекса в социально-экономическом развитии страны, а также раскрывает его основные цели и задачи. Предлагается авторская трактовка основных направлений развития институциональной инфраструктуры в условиях саморегулирования. Вторая часть посвящена рассмотрению вопроса формирования институтов саморегулируемых организаций любой отрасли, при этом особое внимание уделяется вопросу развития кадрового потенциала региона и деятельности института негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации.

Сохранить в закладках
Электронная форма предпринимательских договоров и разрешение споров в торговом обороте России, зарубежных правопорядках в контексте развития цифровых платформ (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Русских Сергей С.

Следует признать, что весьма динамичное развитие цифровых интеллектуальных технологий предопределяет решение новых задач, направленных на установление оптимальных регуляторов современных сегментов экономической трансформации: искусственного интеллекта; машиночитаемого права; цифровых активов; цифровизации судопроизводства. Соответственно, возникает объективная потребность разработки релевантных инструментов правового воздействия на стремительно развивающиеся экономико-правовые отношения в цифровом пространстве, в том числе в сфере установления+ формы предпринимательских договоров в электронном торговом обороте, с учетом баланса частных и публичных интересов отдельных индивидов, юридических лиц и государства, на основе конвергенции норм права.

В представленной научной работе аргументировано, что трансформации электронной формы предпринимательских договоров в торговом обороте России и зарубежных государств в контексте развития цифровых платформ неразрывно связаны с правовым регулированием искусственного интеллекта.

В настоящей работе определена трансформация электронной формы предпринимательских договоров в торговом обороте России и зарубежных государств в контексте развития цифровых платформ, а также выявлены особенности разрешения споров, связанных с использованием смарт-контрактов, в рамках рынка сетевых платформ на основе блокчейн-технологий, сформулированы авторские выводы и отдельные предложения.

Сохранить в закладках
Управление развитием инновационных способностей фирмы в условиях цифровизации (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Бондарчук Наталья Витальевна, Спильниченко Владимир Кириллович

В статье рассматривается содержание инновационных способностей фирмы как современной экономической категории, определяются их элементный состав, вопросы управления развитием и подходы к оценке. Целью статьи является развитие научного знания об инновационной деятельности фирмы в направлении определения ее ресурсного, процессного и результативного содержания. Цель предопределяет необходимость сочетания комплексного подхода с монографическим методом исследования и инструментарием качественного и количественного анализа. В результате исследования определено содержание инновационных способностей фирмы как категории, присущей экономике знаний. Описан круг составляющих инновационные способности фирмы: финансовой, кадровой, технологической, информационной и организационной. Высказаны предположения о составе качественных и количественных показателей, необходимых для изучения состояния и динамики инновационных способностей фирмы. Вопросы управления развитием представлены в виде авторской гипотезы о построении дорожной карты, в которой предусмотрены мероприятия, направленные на стимулирование развития инновационных способностей фирмы в условиях цифровизации экономики. В качестве информационной базы исследования использованы опубликованные за последние пять лет работы российских ученых по вопросу развития инновационных способностей фирм в условиях цифровизации, а также статистические данные из открытых источников и собственные наблюдения авторов. Предполагается, что статья будет полезна специалистам по менеджменту, фокусирующимся на вопросах управления инновационным развитием и ресурсным потенциалом фирмы.

Сохранить в закладках
Современные методы управления социальным капиталом в контексте развития стартапов (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: МЯСНИКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие предприниматели, чья деятельность связана с инновационным развитием и научно-техническими разработками. В числе наиболее острых проблем стоит нехватка финансов и трудности привлечения инвесторов на ранних стадиях разработки и запуска проекта. В контексте развития стартапов именно такой нематериальный актив, как социальный капитал, играет ключевую роль, зачастую выступая в качестве основы, на которой строятся и поддерживаются отношения с инвесторами. Такой многогранный ресурс является не просто побочным продуктом сетевого взаимодействия, он подобен клею, который скрепляет сложную сеть межличностных и межорганизационных связей и отношений. Кроме того, он охватывает общие ценности, нормы и взаимопонимание, которые облегчают сотрудничество внутри групп или между ними, тем самым становясь решающим фактором в обеспечении финансирования и развитии отношений с инвесторами. Уровень социального капитала и доверия выступает может быть стержнем, который влияет на принятие решений инвесторов на ранней стадии. При этом он культивируется не просто за счет представления многообещающих финансовых прогнозов или надежной бизнес-модели, а за счет установления взаимопонимания, выходящего за рамки транзакционных взаимодействий. Именно способность предпринимателя развивать и управлять социальным капиталом стартапа может повлиять на приверженность инвестора, когда материальных активов мало, а будущий успех является достаточно спекулятивным.

Сохранить в закладках
Эффективность управления в условиях политико-экономической турбулентности (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Гурьянова Дарина Андреевна, Плотников Владимир Александрович

В статье рассматривается проблематика эффективного ведения хозяйственной деятельности в условиях роста неопределенности деловой среды. В последние годы эта неопределенность резко повысилась, что определяется, в частности, двумя последовательными макрошоками (пандемический, 2020 г. и санкционный, 2022 г.), которые породили слабопредсказуемые изменения в российской экономике. Авторами эта ситуация определена как политико-экономическая турбулентность. Политико-экономическая турбулентность в целом негативно влияет на эффективность управления в экономике, что подтверждается имеющимися статистическими данными. В то же время, есть многочисленные контрпримеры, когда даже в турбулентной среде за счет эффективного управления удается получать высокие результаты в хозяйственной деятельности. Показано, что сложившиеся условия хозяйствования требуют пересмотра подходов к управлению. Обновленное управление должно быть ориентировано на защиту от рисков, вызванных турбулентностью, и, одновременно, на использование порождаемых ею новых возможностей. Рекомендовано, в этой связи, более активно использовать проектный подход в управлении. Формирование сбалансированного по рискам и результативности портфеля проектов позволяет экономическим системам успешно функционировать и развиваться даже в условиях политико-экономической турбулентности.

Сохранить в закладках
Трендвотчинг как современный инструмент поиска потенциальных рыночных возможностей и эффективных бизнес-решений (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Артемов Олег Ю.

В данной статье рассматривается место и роль трендвотчинга в современном бизнесе. Вначале проводится сравнительный анализ основных понятий, с которыми отождествляется тренд (тенденция, мода, аналитика, технологическое предпринимательство). Рассмотрена базовая классификация трендов по масштабируемости, ключевым сферам жизни общества, отраслевой (рыночной) принадлежности, доминированию положения и динамичности развития. Определяются приоритетные свойства тренда: направление, сила, продолжительность. Особо подчеркивается, что трендвотчинг является важной частью любого инновационного процесса, поскольку позволяет предугадывать новые технологические, потребительские и иные тенденции. В целом он все больше становится инструментом для поиска возможностей, способствующих успешной конкуренции на рынке XXI в. за счет сформирования предложения на основе потенциальных ожиданий пользователей, опережения соперников, действующих в исследуемой отрасли, учета влияния факторов макросреды и адекватной под нее подстройки со стороны корпоративного менеджмента. В этой связи приводится методика определения тренда, важное место в которой занимают средства (источники) его исследования и выбора. Обсуждается вопрос применения матрицы потребительского тренда, дающей хорошие результаты по поиску свободных ниш и способствующей открытию новых рыночных окон, что особенно актуально для начинающих бизнес-стартапов. В завершении статьи отмечается, что активное использование трендвотчинга способствует развитию технологического предпринимательства, а наблюдение за трендами обеспечивает мир бизнеса необходимой информацией, в результате чего становится более рациональным выбор компаниями перспективных направлений повышения их конкурентоспособности и роста.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: СИЗОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА, ИЛЬИН АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ

Методы проектного управления приобретают значительное практическое применение не только в деятельности предпринимательских структур, но и в различных органах государственного, регионального и местного управления. Если коммерческие организации используют проектные методы для оптимизации бизнес-процессов, достижения бизнес-результатов, сокращения издержек, то органы власти применяют проектные методы для более клиентоориентированного предоставления государственных услуг гражданам, прозрачности и гибкости реализации государственных программ и проектов, в выборной деятельности, осуществлении государственных и муниципальных закупок.В первой части статьи авторы дают определение проектному управлению, выделяют его основные особенности, инструменты, направления и проблемы. Во второй части исследователи дают характеристику таким проектным методам, как Agile, Scrum, Lean, Six Sigma, Kanban; приводят примеры практического применения данных методов в коммерческом секторе и в сфере государственного и муниципального управления.

Сохранить в закладках