Архив статей журнала
Статья посвящена исследованию правоприменительной практики в сфере земского самоуправления в Сибири после свержения советской власти весной 1918 г. В условиях политической нестабильности и гражданской войны новое правительство предприняло меры по восстановлению органов местного самоуправления на основе действующего законодательства. Анализируются усилия по восстановлению губернских, уездных и городских комиссариатов, а также изменения в составе и функционировании земских управ и городских дум, обусловленные нормативными правовыми актами того периода. Особое внимание уделено проблемам финансового обеспечения земского самоуправления, включая предоставление краткосрочных кредитов и введение дополнительных налоговых сборов, что вызвало правовые споры и негативную реакцию в регионах. Рассматривается перераспределение полномочий между центральными и местными органами власти, в частности передача деятельности органов городского самоуправления в ве́дение губернских комиссариатов и введение новых норм избирательного законодательства. Статья также рассматривает реакцию общественности и правовые механизмы, используемые местными органами для обжалования решений центральной власти. Обсуждается роль земских и городских дум в реализации государственных программ и их контроль со стороны центральных органов для предотвращения бюрократизации и авторитарных тенденций. В заключение делается вывод о том, что правоприменительная практика в сфере земского самоуправления в данный период характеризовалась строгим контролем со стороны центральных органов власти и ограничением автономии местных структур. Эти меры, предпринятые в рамках публично-правового регулирования, были направлены на поддержание правопорядка и эффективное государственное управление в условиях политической нестабильности и финансового кризиса.
В статье рассматривается теория федерализма в политическом, административном и территориальном устройстве страны. Распад Советского Союза в начале 1990-х гг. повлиял на включение принципа национального единства в Конституцию РФ. Авторами прослеживается динамика разделения полномочий между центральными и местными властями в России. В работе указывается на важность гармонизации интересов федерального центра и регионов, равноправного участия всех субъектов Федерации в государственном строительстве как залога единства России. Выстраивание грамотного баланса в распределении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации позволяет смягчить возникающие противоречия, что свидетельствует о стремлении обеспечить баланс интересов между центральным правительством и регионами. Национальные власти работают над повышением финансовой автономии регионов, предоставляя им право осуществлять контроль над своими средствами. Такой подход, учитывая различия в ментальности, культуре, потребностях регионов, позволяет гибко подходить к управлению различными субъектами Федерации. Повышенное внимание к региональной специфике есть вектор политики современной российской верховной власти. Стремление к разумному равновесию между центральной властью и регионами отражает историческую эволюцию государственного устройства России в сторону подлинного федерализма.