Очерк посвящен памяти Светланы Михайловны Смагиной (1936–2024), работавшей в РГУ (ЮФУ) 55 лет. В 1969 г. она связала свою жизнь с Ростовским государственным университетом. Спустя годы она стала профессором кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, Заслуженным работником науки и образования Российской Федерации. Выделяется роль С. М. Смагиной в изучении истории классического периода российской многопартийности, российской эмиграции и политической истории России начала ХХ в. Признается вклад С. М. Смагиной в подготовку работников высшей школы. Отмечается, что С. М. Смагина прошла значительный путь от обучения в целевой очной аспирантуре РГУ до профессора, заведующего кафедрой. Кафедра под руководством С. М. Смагиной была включена в Золотой фонд российской науки, награждена дипломом «Золотая кафедра России». Автор раскрывает особенности жизненного пути своего наставника Светланы Михайловны Смагиной, делится собственными воспоминаниями о ней и ее роли в жизни коллег и студентов университета
Данный очерк посвящен памяти Н. А. Трапша, преподавателя и декана исторического факультета РГУ, директора Государственного архива Ростовской области. В 1993 г. он связал свою жизнь с Ростовским государственным университетом. Спустя годы он стал деканом исторического факультета, в 2016 г. — директором Государственного архива Ростовской области (ГАРО), которым руководил около 10 лет. Выделяется роль Н. А. Трапша в изучении истории российской историографии, кавказоведения, истории Абхазии и ее отношений с Россией. Авторы раскрывают особенности жизненного пути Н. А. Трапша, делится своими воспоминаниями о руководителе и его роли в жизни коллег и студентов университета.
В статье впервые публикуется журнал заседания педагогического совета Новочеркасской мужской гимназии от 1883 г. Документ представляет интерес с позиции оценки процессов развития образовательной системы в Российской империи рубежа XIX–XX вв. и взаимосвязи его с общегосударственными процессами: «еврейским вопросом», некоторыми социальными проблемами и тенденциями управления. Содержание журнала дает комплексное представление об особенностях работы такого органа самоуправления в средних образовательных учреждениях, как педагогический совет, работа которого вскрывает типичные социальные тенденции в обществе рубежа веков: падение профессиональной дисциплины, рост государственного контроля, бюрократизация. Изучение данного источника позволяет охватить диапазон вопросов внутренней жизни среднего образовательного учреждения конца XIX в. В этих материалах можно видеть рост проблем воспитательного характера в гимназии, которые предлагается решать административными методами. Изучение источника ставит вопрос о типологии и широте решаемых образовательными учреждениями проблем в стране на рубеже веков и связи этих вопросов с революционными событиями последующего времени