Публикации автора

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ТЕМП74 С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (2025)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуальность поднимаемой в статье проблематики подтверждается анализом педагогической теории и практики образовательной деятельности. Обосновывается необходимость обеспечения профильной направленности общего образования, координации усилий разных организаций в профориентационной деятельности. Констатируется своевременность обоснования и реализации в региональной образовательной системе такого явления, как профильное образование. Указывается, что новые подходы к организации профильного образования нашли свое отражение в «Концепции создания и научно-методического сопровождения функционирования и развития сети профильного образования в Челябинской области», которая получила название «образовательная стратегия ТЕМП74» (далее - образовательная стратегия ТЕМП74)1. Отмечается, что педагогические работники и руководящие кадры региональной системы образования еще не в полном объеме освоили положения и особенности данной образовательной стратегии. В связи с этими обстоятельствами актуализирована необходимость популяризации идей образовательной стратегии ТЕМП74. При постановке цели исследования авторы исходили из предположения о том, что успешность внедрения профильного образования в широкую образовательную практику связывается с реализацией модели регионального института развития образования, который располагает широкими возможностями в осуществлении формального и неформального повышения квалификации. Поставлена цель исследования: обоснование способов популяризации образовательной стратегии ТЕМП74 среди педагогических работников и руководящих кадров региональной системы образования средствами формального и неформального образования. Проведенный анализ литературы указывает на перспективность исследования способов организации профильного образования как новой области педагогического знаний и необходимость популяризации данной идеи в педагогическом сообществе. Методологическим основанием проводимого исследования стали научные положения, обосновывающие содержание и единые подходы к реализации профильного образования в системе общего образования. Представлены результаты, связанные с характеристикой способов популяризации основных положений образовательной стратегии ТЕМП74, основанные на реализации формального и неформального повышения квалификации в рамках деятельности регионального института развития образования. Научная новизна исследования связывается с рассмотрением профильного образования как нового явления в системе образования, которое основано на комплексной реализации профильного обучения, профессиональной ориентации и профессионального обучения. Популяризация идей профильного образования рассматривается как условие, обеспечивающее успешное внедрение рассматриваемой образовательной стратегии в педагогическую практику. Теоретической значимостью обладает развитие представлений о способах популяризация научных психолого-педагогических знаний средствами формального и неформального повышения квалификации. Представлены возможности таких способов формального и неформального повышения квалификации, как разработка и продвижение дополнительных профессиональных программ и модулей, проектирование комплексных карт научно-методического сопровождения. Практическая значимость состоит в описании конкретного содержания и методов реализации способов формального и неформального повышения квалификации, которые могут обеспечивать популяризацию организационных и педагогических стратегий реализации профильного образования. Отмечается значение проводимых мероприятий для принятие управленческих и педагогических решений, направленных на совершенствование профильного образования в региональной системе общего образования.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 1 (62) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Ильясов Динаф Фанильевич, Буров Константин Сергеевич, Селиванова Елена Анатольевна
Сохранить в закладках
ВКЛЮЧЕНИЕ В СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОПРОСОВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (2025)

Обосновывается необходимость реализации мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций. Раскрывается современная специфика педагогической деятельности, риски нарушения профессионального здоровья. Осуществляется обращение к положениям Программы перспективного развития системы образования Челябинской области, в том числе содержащей указания на необходимость включения в программы повышения квалификации вопросов профилактики эмоционального выгорания педагогов. Актуализируется проблема определения оптимальных мер, позволяющих педагогам осваивать и применять эффективные способы профилактики эмоционального выгорания. Предлагается педагогический подход к разработке содержательного модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов и интеграции его в реализуемые дополнительные профессиональные программы. Ставится цель исследования, заключающаяся в теоретическом обосновании и характеристике принципов проектирования и реализации содержательного модуля по профилактике эмоционального выгорания, включаемого в программы повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций. Анализ научной литературы позволил выявить многообразие точек зрения и практик к профилактике эмоционального выгорания, которые целесообразно систематизировать и интегрировать в реализуемые в учреждениях дополнительного профессионального образования программы повышения квалификации педагогов. Констатируется необходимость разработки универсального содержательного модуля, нацеленного на совершенствование способностей педагогических работников образовательных организаций в области преодоления профессиональных стрессов и освоения способов повышения внутренних ресурсов личности. Методологическим основанием исследования выступают положения теории В. В. Бойко о единстве интеллектуального и эмоционального отражения действительности, необходимости развития у специалистов, взаимодействующих с людьми, умений регуляции эмоционального поведения за счет активизации интеллекта, расширения знаний и способов коммуникации. Результаты исследования состоят в выявлении, научном обосновании и характеристике особенностей включения в содержание дополнительных профессиональных программ повышения квалификации вопросов профилактики эмоционального выгорания. Представлен модуль «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов», разработанный для программ повышения квалификации педагогических работников. Представлено содержание разделов и тем данного модуля, раскрыты возможности их реализации в разных формах (очной и дистанционной) и с учетом различных трудозатрат слушателей курсов повышения квалификации. Охарактеризованы принципы проектирования и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Научная новизна исследования состоит в разработке принципов проектирования и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания. Принципы проектирования предполагают опору на научные знания, отражение реальности и универсальность. Реализация содержательного модуля предлагается осуществлять в соответствии с принципами профессиональной заботы, постепенного погружения, интроспекции, ресурсной активации, обмена знаниями. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии научных представлений об актуальных направлениях повышения квалификации педагогических работников, обновлении содержания дополнительных профессиональных программ психолого-педагогическими знаниями, теоретическом обосновании принципов разработки и реализации модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов. Практическая значимость научной работы заключается в проектировании содержания модуля по профилактике эмоционального выгорания педагогов, интегрирующего оптимальные условия и способы повышения стрессоустойчивости. Предложенная практика может получить применение в реализации программ повышения квалификации различной тематической направленности в системе дополнительного профессионального образования и внутрикорпоративного обучения педагогов, в центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов и в рамках их самообразования.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (63) (14 ст.) (2025)
Автор(ы): Селиванова Елена Анатольевна, Ильясов Динаф Фанильевич
Сохранить в закладках
ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ОПЫТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Актуализируется проблема определения новых способов непрерывного профессионального развития учителей общеобразовательных организаций. Педагогическая поддержка современного учителя в развитии профессионального мастерства продолжает оставаться значимой задачей для дополнительного профессионального образования. В этой связи авторами статьи подчеркивается, что процесс поиска, осмысления и концептуализации оригинальных педагогических решений обеспечивает формирование уникального методического стиля учителя, совершенствование его педагогической техники и такта. Осуществление данного процесса рассматривается в качестве эффективного способа развития педагогического мастерства учителя. Цель проводимого исследования на этом основании определяется как изучение влияния деятельности по обобщению и распространению результативного опыта на активизацию протекания процесса развития педагогического мастерства учителя. В ходе анализа научной литературы выявлен устойчивый интерес исследователей к изучению феномена профессионального мастерства учителя. Установлено, что в системе дополнительного профессионального образования происходит поиск способов педагогической поддержки непрерывного профессионального роста учителя, результатом которого может стать становление педагога-мастера. Методология (материалы и методы). Методологическую основу исследования поддерживают концепции непрерывного образования педагогов, обобщения и распространения педагогического опыта. Основные результаты исследования связаны с рассмотрением ключевых компонентов педагогического мастерства учителя (педагогической техники, педагогического такта, индивидуального стиля деятельности) и определяет его теоретическую значимость. Научная новизна отражается в разработке критериально-уровневых характеристик развития педагогического мастерства учителя, определении эффективных способов его развития. На основе идеи о развитии способов неформального обмена знаниями предлагается нетрадиционный инструмент для совершенствования педагогического мастерства - обобщение и распространение учителем собственного результативного опыта. В рамках проводимого исследования разработан алгоритм обобщения и распространения педагогического опыта. Предложенный алгоритм может быть результативно применен в широкой практике дополнительного профессионального образования учителей, в том числе в условиях их внутриорганизационного обучения. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость. Разработанные критериально-уровневые характеристики педагогического мастерства учителя могут быть использованы для совершенствования инструментария аттестации педагогических кадров, разработки оценочных материалов, применяемых в рамках профессиональных конкурсов. Описание этапов алгоритма обобщения и распространения результативного опыта учителя может служить основанием и источников для отбора содержания дополнительного профессионального образования, применяемого в работе с педагогами-новаторами и педагогами-исследователями. Дальнейшие перспективы исследования связываются с разработкой и реализацией дополнительных профессиональных программ, направленных на содействие учителям общеобразовательных организаций в развитии профессионального мастерства, в том числе с использованием способов их включения в процессы обобщения и распространения опыта.

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 1 (58) (2024)
Автор(ы): Ильясов Динаф Фанильевич, Буров Константин Сергеевич, Селиванова Елена Анатольевна, Севрюкова Алла Александровна
Сохранить в закладках
СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2024)

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. Подчеркивается возрастающая роль дополнительного профессионального образования в совершенствовании профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников, включенных в осуществление задач государственной политики в сфере общего образования. Будучи самостоятельными в разработке и реализации дополнительных профессиональных программ, учреждения соответствующего профиля не располагают научно обоснованными и унифицированными регламентами отбора и представления содержания дополнительного профессионального образования, что отражается на снижении качества разрабатываемых программ, их востребованности в формальном образовании взрослых. В соответствии с этим исследование нацелено на разработку системно обоснованного подхода к структурированию содержания дополнительного профессионального образования педагогических и руководящих работников образовательных организаций. Осуществляется анализ научной литературы, который указывает на усиливающийся интерес исследователей к вопросам образования взрослых, наличие предпосылок для теоретического обобщения сложившихся практик в области проектирования содержания дополнительного профессионального педагогического образования. Исследование выполнено в русле системной методологии и андрагогических теорий. Научная новизна исследования заключается в представлении авторского подхода к структурированию содержания дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, основанного на учете объективных и субъективных факторов образования взрослых. Теоретическая значимость находит выражение в дальнейшем развитии представлений о признаках отбора содержания образования взрослых (информативности, полезности, многоаспектности) и их учете при проектировании дополнительных профессиональных программ. Практической значимостью обладает представленный в статье алгоритм структурирования содержания дополнительных профессиональных программ на основе уточнения предмета повышения квалификации на уровне учебных и учебно-тематических планов. Применение алгоритма продемонстрировано на примере проектирования дополнительной профессиональной программы «Содержание и методы педагогического содействия обучающихся психолого-педагогических классов в профессиональном самоопределении».

Издание: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
Выпуск: № 2 (59) (2024)
Автор(ы): Буров Константин Сергеевич, Барабас Андрей Александрович, Ильясов Динаф Фанильевич, Ильясова Ольга Анатольевна, Баранова Юлия Юрьевна
Сохранить в закладках