Публикации автора

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК И ОБРАЗА ТЕЛЕСНОГО Я ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (2024)

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи особенностей образа телесного Я лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и их профессиональных установок. В исследовании приняли участие 168 обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 27 лет, а также 168 условно здоровых подростков и студентов того же возраста. Исследование осуществлялось с помощью методики «Профессиональные установки» (И. М. Кондаков) и опросника «Многомерное исследование образа телесного Я» (Т. И. Бонкало). Выявлено, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата 15-18 лет, обучающихся в образовательных организациях общего образования, характерен оптимизм в представлении о своем профессиональном будущем, тогда как студенты, обучающиеся на 2-4-м курсах в образовательных организациях высшего образования, при высокой оценке себя проявляют нерешительность, делая профессиональный выбор. В основной группе выявлена взаимосвязь между образом телесного Я и профессиональными установками лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Позитивный образ телесного Я обусловливает стремление личности с нарушениями опорно-двигательного аппарата рационально подходить к своему профессиональному будущему; псевдопозитивный - завышенную оценку своих профессиональных способностей; конфликтный - чрезмерную зависимость в профессиональном выборе; негативный - отказ от профессионального развития. Сделан вывод о том, что адекватность восприятия своего внешнего облика, физических возможностей и особенностей развития физических качеств личности способствуют становлению реальных профессиональных планов и нахождению адекватных путей своего профессионально-личностного развития.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (50) (2024)
Автор(ы): ИСТОМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ЛИЦАМИ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА (2024)

В статье проведен сравнительный анализ мотивов выбора будущей профессии у студентов с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП). Актуальность исследования заключается в необходимости интеграции лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общественную жизнь, обеспечении условий для их профессионального образования и реализации в выбранной сфере, что является важным аспектом гуманизации современного общества. Полученные результаты могут способствовать оптимизации учебного процесса для студентов с последствиями ДЦП, обучающихся по специальностям, связанным с адаптивной физической культурой и адаптивным спортом, а также созданию условий для их трудоустройства и профессионального развития.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпуск: № 3 (70) (2024)
Автор(ы): ИСТОМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БУДУЩЕМ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (2024)

Целью исследования стало выявление особенностей представлений младших подростков с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата о своем профессиональном будущем. В исследовании приняли участие 58 подростков 11 – 13 лет с легкой степенью церебрального паралича, обучающиеся в общеобразовательных организациях в условиях инклюзии. Контрольную группу составили такое же количество подростков того же возраста и пола, но не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата. Был проведен сравнительный анализ показателей, полученных с помощью методик «Кто Я?», «Кто Я через 5 – 10 лет?», «Профиль» и «Матрица выбора профессий». Выявлены статистически значимые различия между группами в показателях значимости профессиональной составляющей в общей системе представлений о своем будущем (p < 0,01), количества профессиональных интересов (p < 0,001), степени реальности и адекватности профессиональных намерений (p < 0,001). На основании проведенного исследования, делается вывод о том, что компенсаторно-фантастические представления многих подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата о своем профессиональном будущем сочетаются с отсутствием в их сознании профессиональной составляющей Я-концепции, с несформированностью потребности в профессиональном выборе, включении профессии в общую картину их жизни. Результаты исследования позволяют говорить о том, что психологическое сопровождение профессионально-личностного развития подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата должно быть ориентировано на развитие у них потребности в трудовой и профессиональной деятельности, осознание важности правильного и адекватного профессионального выбора.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 4 (52), Том 11 (2024)
Автор(ы): ИСТОМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ (2024)

Исследован уровень готовности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессионально-личностному самоопределению, степень выраженности статусов их профессиональной идентичности, особенности образовательных сред школ, преобладающий стиль педагогического общения и уровень развития у обучающихся и учителей мотивации достижения. Установлено, что формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению возможно при условии создания в инклюзивной школе проблемно-насыщенной образовательной среды за счет интеграции диалогового стиля педагогического взаимодействия и организации профессионально-ориентированных эмоционально значимых образовательных событий, участие в которых способствует свободному проявлению индивидуально-психологических особенностей личности каждого субъекта инклюзивного образования и формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первичного профессионального опыта.

Издание: ВЕСТНИК ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 1 (66) (2024)
Автор(ы): БОНКАЛО ТАТЬЯНА ИВАНОВНА, ИСТОМИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Сохранить в закладках