Публикации автора

У нас это возможно: «фашизм сердца» и американский Средний Запад в романе У. Гэсса «Тоннель» (2025)

В статье анализируется значимость нравственно-этического содержания философского романа Уильяма Гэсса «Тоннель». Несмотря на важность для авторского замысла внешних деталей организации текста, писатель намеренно заостряет внимание на проблемах морального выбора, затрагивающих основы человеческого существования. На примере судьбы центрального персонажа произведения – профессора среднезападного университета США, пишущего работу о немецком фашизме, – автор раскрывает внутренний путь, ведущий человека от размышлений о собственной неудовлетворительной жизни к неприятию мира в целом, желании выместить на нем обиду за собственные неудачи. Роман вырастает в значимое исследование универсальной человеческой ситуации, «фашизма сердца» как психологического фактора, формирующегося задолго до превращения фашизма в политическое явление. В статье утверждается мысль о сознательности и целенаправленности обращения писателя к теме моральной ответственности человека за совершаемый им личностный выбор и последовательном ее раскрытии на протяжении всего повествования. Привлекая читателя изображением узнаваемых ситуаций, логичностью и убедительностью рассуждений главного персонажа, Гэсс стремится предостеречь его от необдуманных действий, показывая, с какой легкостью современный человек оказывается способен перешагнуть невидимую внутреннюю границу, отделяющую его от чудовища, если позволит собственному сознанию некритично принимать факты и поддаваться воле обстоятельств.

Издание: ВЕСТНИК РГГУ. СЕРИЯ «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЯЗЫКОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Никулина Алла Константиновна
Сохранить в закладках
Преодолеть вечный полдень среды: поиск основ человеческого существования в романе Уокера Перси «Последний джентльмен» (2024)

   В статье рассматривается философская проблематика романа Уокера Перси «Последний джентльмен», раскрывающаяся в авторском моделировании сюжетного развития и художественных образов персонажей с сознательной опорой на положения экзистенциалистской философии Кьеркегора и Марселя. Центральной темой произведения становится стремление человека обрести собственный путь в ситуации экзистенциального выбора, поиск веры как наиболее значимой основы существования. Главный персонаж, Уилл Баррет, помещается автором в пространство абсолютной свободы и выбора между различными концептуальными моделями жизни, олицетворяемыми образами близких ему людей: стоической этики отца, светского гуманизма Риты, бескомпромиссной религиозной веры Вэл, отчаянного нигилизма Саттера. Решающим событием оказывается обретение героем любви, придающее необходимое направление его жизни и закладывающее основу для последующего решающего движения от человека к Богу. В статье раскрывается символическая значимость пути героя в романе: из душного города в открытый мир юго-западных пустынь, от внутренней потерянности к вере, от одиночества к поиску Другого. Динамическое движение представляет собой наиболее важный элемент замысла романа, физический путь героя через страну обретает черты духовного пути к познанию смысла жизни. Несмотря на отсутствие значимого внутреннего преобразования Уилла в конце произведения, автор, в соответствии с философской концепцией Марселя, наделяет первостепенным значением само движение, видя в нем главный смысл человеческой жизни.

Издание: ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Никулина Алла Константиновна
Сохранить в закладках