Целью настоящего исследования является систематизация экономических эффектов использования социальных медиа в условиях формирования цифрового общества. В качестве объекта исследования были определены социальные медиа, предметом исследования выступили экономические отношения, формирующиеся в цифровой экономике при использовании социальных медиа. Для анализа теоретико-методологических подходов к анализу социальных медиа в системе экономических отношений мы использовали контент-анализ научных исследований в отечественной и зарубежной литературе, логический и сравнительный анализы. Дано определение социальных медиа как платформ для информационных коммуникаций, направленных на создание социальных сетей различного содержания. Проанализированы отдельные направления использования социальных медиа в экономических отношениях. Представлена авторская типология социальных медиа, в которой выделены глобальные и национальные социальные сети (Facebook, LinkedIn, «Однокласники, ВКонтакте», Qzone, Mixi, Copains d’avant), сайты обмена творчеством (YouTube, Instagram, Douban, Flickr), сайты совместного пользования (Wikipedia), мессенджеры (Skype, WhatsApp, WeChat, Telegram), блог-платформы и микроблоги (Twitter, LiveJournal, Sina Weibo, Ameba, Plurk). Выделены экономические эффекты использования социальных медиа. Определены как положительные, так и отрицательные воздействия на субъекты экономических отношений. Так, на миниэкономическом уровне использование социальных медиа снижает операционные издержки фирмы, а, с другой стороны, требует дополнительных финансовых и кадровых ресурсов для создания внутрифирменной корпоративной сети. На микроэкономическом уровне использование социальных медиа расширяет рынки сбыта продукции, с другой стороны - усиливается конкуренция между фирмами. Формирование сетей на мезоэкономическом уровне является положительным эффектом, но при этом происходит изменение отраслевых пропорций в экономике в сторону преобладания сферы услуг. И, наконец, на макроэкономическом уровне использование социальных медиа стимулирует развитие внутреннего рынка, но также возрастают издержки контроля и поддержания экономических институтов. Определено, что адекватным инструментарием анализа социальных медиа с позиций институциональной экономической теории выступает авторская концепция эконотроники.
Предмет. Экономические отношения по применению цифровых платформенных взаимодействий.
Цели. Разработка авторского алгоритма применения цифровых платформ межфирменных взаимодействий.
Методология. Использован системный сравнительный анализ.
Результаты. Для создания алгоритма были выявлены направления применения среди представителей среднего и крупного бизнеса различного рода цифровых платформ. В авторский алгоритм включены пять основных этапов: анализ целесообразности применения цифровой платформы; проведение комплексной оценки мировых практик внедрения таких платформ; определение направления внедрения платформы; консолидированный анализ применяемых типов цифровых платформ; расчет уровня экономической эффективности от применения.
Выводы. Теоретико-практическое осмысление процессов в области оцифровки межфирменных взаимодействий приводит к более глубокой координации в хозяйственной деятельности. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в развитии планово-методического подхода в применении цифровых платформ. Практическая значимость полученных результатов состоит в разработке прикладного аппарата планирования внедрения цифровых платформ в межфирменные взаимодействия.