В XXI столетии сверхинтенсивный процесс урбанизации привел к избыточной концентрации населения в городах, а их разрастание стало одной из наиболее сложных проблем территориального развития. Обезлюдение сельских территорий негативно влияет на развитие сельскохозяйственного производства, обеспечение продовольственной безопасности, нарушает принципы устойчивого развития. Одним из инструментов нормализации структуры систем расселения и достижения пространственного баланса являются современные информационно-коммуникационные технологии. Цель представленного исследования - определение возможностей и границ цифровых технологий как средства интеграции пространства, как высоко урбанизированных территорий, так и территорий с разделенными значительным расстоянием населенными пунктами, которые в наиболее общем виде можно охарактеризовать как сельские. Методы. Исследование проведено на основе системного подхода с использованием сравнительного анализа нормативных правовых актов и программных документов РФ и КНР, а также понимания развития территории как процесса взаимодействия пространства мест и пространства потоков. Результаты и выводы. В качестве одного из важнейших системных факторов формирования территорий со сбалансированным пространственным развитием определено преодоление цифрового неравенства путем интенсивного развития цифровых технологий, как на территориях с высоким уровнем урбанизации, так и на сельских территориях.
Цифровые права представляют собой объект гражданского оборота, обладающий рядом специфичных особенностей. к таким особенностям, в частности, относятся: возможность использования только посредством программно-аппаратных средств, оборот в рамках информационной системы, а не материального мира, самоверификация принадлежности определенному субъекту. Поэтому и споры о цифровых правах обладают по крайней мере тремя специфичными чертами: это споры об экономических активах; это споры, относимые доказательства по которым заключены в самом предмете спора; это споры о праве, не имеющем имущества, то есть с возможностью применения закона, следующего за субъектом, а не закона по месту расположения имущества.
Целью исследования является осмысление особенностей оборота цифровых прав как объектов гражданско-правового регулирования и выявление возможностей специфики рассмотрения споров, предметом по которым выступают цифровые права.
Методы исследования: телеологический, компаративистский и контент-анализ правоприменения. С использованием телеологического метода выявлено целевое назначение регулирования оборота цифровых прав. компаративистский анализ в статье позволил выдвинуть и мотивировать мнение о необходимости создания специализированной судебной инстанции по разрешению споров, предметом по которым выступают цифровые права. Ограниченный контент-анализ правоприменительной практики позволил выявить текущие особенности разрешения по существу споров, связанных с цифровыми правами.
Выводы исследования основаны на постулате о том, что законная сила судебного акта, разрешающего спор по существу, в отношении определенного цифрового права позволит определять не только дальнейшую правовую судьбу цифрового права как экономического актива, но и санкционировать оборот цифрового права, прекращать (запрещать) оборот цифрового права либо предписывать значимые условия оборота цифрового права.