Концепция устойчивого развития, принятая в 1992 г. Конференцией ООН и получившая нормативное закрепление в актах политико-правового характера, оказала большое влияние на экономическую политику многих государств. Главная идея Концепции - изменение традиционной траектории неустойчивого развития стран на основе исследований закономерностей развития биосферы, экономики, техники и технологий, обеспечивающих переход к качественно новому состоянию общества. Цели устойчивого развития направлены на поэтапное преобразование экономической, экологической и социальной областей деятельности в единую самоорганизующую систему на основе эволюции политики государства и бизнеса в направлении гуманизма. Для Индонезии это предполагает не только адаптацию к глобальным идеям, но и разработку программы конкретных действий, уточненных и аргументированных с учетом природных и социально-экономических особенностей и накопленных менеджментом компаний ESG-практик. Преследование исключительно прагматической цели использования ресурсов природы становится недостаточно продуктивным подходом для экономического роста и экологического благополучия Индонезии.
Экономические и социальные метаморфозы в трудовой сфере имеют различные проявления: изменение отношения к труду в обществе, рост масштабов неформальных и нестандартных практик трудового поведения, устойчивое сокращение притока молодежи и др. Наиболее значимы - формирование «рынка соискателя» и кадровая необеспеченность многих отраслей на фоне «старения» рабочей силы. Кадровый голод становится ключевым фактором, сдерживающим деловую активность. В промышленности зафиксирована самая низкая обеспеченность кадрами за последние 25 лет. В июле 2023 г. Росстатом зарегистрирован аномально низкий с 1991 г. уровень безработицы в 3 %. Углубление неравномерности развития рынка труда - квазиметаморфоза, характерная для регионов Дальневосточного федерального округа. Низкие индикаторы конкуренции и рейтинги по рынку труда его субъектов увеличивают текучесть и миграционный отток, обостряя проблемы кадрового обеспечения экономики.
Несмотря на трудности, связанные с пандемией, китайский бизнес демонстрирует успехи. Не в последнюю очередь этот успех связан с культурой корпоративного управления, основанной на этике конфуцианства. Систему ее ценностей образуют доброжелательность, почтительность, честность, праведность и очевидные выгоды от формирования гармоничного общества. Придерживающиеся принципов социальной ответственности компании, принимают решения, балансируя между стремлением к выгоде и нравственностью. В контексте конфуцианской культуры успех предприятия не ограничивается высокой рентабельностью, а предполагает выполнение моральных обязательств, участие в социальных проектах. В системе социальных инициатив кроме борьбы с бедностью сфера образования была и остается приоритетом для китайских компаний. Такой подход соответствует государственной стратегии развития национальной экономики, содействуя устойчивости экономической модели бизнеса, где ценности конфуцианской этики разделяются социально ответственными хозяйствующими субъектами.
Устойчивое развитие является программной установкой развития Индонезии. Ей подчинена существующая система планирования. Она предполагает национальный и субнациональный уровни и включает: Национальный долгосрочный план (National Long-term Development Plan), Национальный среднесрочный план (National Medium-term Development Plan), Национальный план действий (National Action Plan), Субнациональный план действий (Subnational Action Plan), Региональный среднесрочный план развития. Планы субнационального уровня согласованы с Национальными планами действий (НПД) и охватывают три основные сферы: социальное развитие (развитие человеческого потенциала); экономическое развитие; обеспечение экологического баланса. Сводный показатель устойчивости провинций Индонезии в последние годы растет. В основном, как полагают эксперты, благодаря темпам экономического роста, успехам горнодобывающей промышленности, повышению доходов от использования природных богатств, туризму. Однако, как отмечает Министерство планирования национального развития Индонезии, достижение некоторых показателей остается под вопросом. Полагаем, что региональное планирование должно в большей степени опираться на социально-экономическую реальность и проблемы истощения ресурсной базы провинций.