В статье рассмотрены проблемы формирования суверенной национальной модели образования на основе традиционной системы морально-нравственных ценностей, в которой одним из ключевых критериев состоятельности образовательной системы наряду с трансфером знаний и технологий являются ее аксиологические характеристики. Проанализировано влияние государства на образовательную сферу в связи с развитием рыночных реформ. Отмечено, что ценность образования как такового в настоящее время измеряется уровнем адаптивности как образовательного учреждения, так и выпускника к условиям жизни, определенным рыночными законами. Этому способствовали новая система финансирования учебных заведений, изменение статуса научно-педагогических работников, изменение системы управления наукой и образованием. Не умаляя значения ряда несомненных достижений реформирования образования в современной России, автор обращает внимание на целый ряд уже сформировавшихся угроз и противоречий, которые требуют своего разрешения; в частности, критически оцениваются сложившиеся практики выравнивании ролевых позиций преподавателя и обучающегося в образовательном процессе и наращивания горизонтальных связей обучающихся. На смену принципа индивидуализма и потребительски-достиженческим ориентирам в жизнь возвращаются в первую очередь нравственные императивы и традиционные смыслы. Современная парадигма сохранения российской государственности и народосбережения выводит миссию образовательных учреждений по воспитанию молодого поколения на новый уровень сложности. Важнейшую роль в трансформации системы образования играет академическая культура вуза. Она представляет собой сложное и многоуровневое взаимодействие всех участников образовательного процесса, в котором существует набор практик обучения и формируется ценностно-смысловой мир выпускника как специалиста, индивидуума и гражданина. Исследованы узловые проблемы академической культуры в современных российских вузах с точки зрения аксиологии.
Статья посвящена проблеме конкурентоспособности преподавателя в условиях усложнения взаимосвязей и многомерности его деятельности в сфере высшего образования. Приводятся различные трактовки понятия конкурентоспособности преподавателя. Специфика конкурентоспособности преподавателя видится в том, что педагог высшей школы в современных условиях должен быть универсалом, даже имея разную предрасположенность и способность к различным направлениям профессиональной деятельности: образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной и пр. Наиболее существенным фактором конкурентоспособности преподавателя является его компетенции, в число которых входят гибкость, динамичность и в сфере научных исследований, и в учебном процессе, умение адаптировать свои знания, управленческие качества, навык публичных выступлений на академические темы и др. Растущие требования к профессиональным и личностным характеристикам преподавателя требуют от каждого выстраивания индивидуальных карьерных стратегий. Ресурсное обеспечение роста конкурентоспособности преподавателя происходит как за счет организации образовательной среды, так и за счет профессионального и личностного потенциала преподавателя. Образовательная среда вуза и структурного подразделения призвана активно способствовать поддержанию и развитию конкурентоспособности преподавателя. Наращивание конкурентоспособности преподавателя способно привести к гармонизации интересов всех участников образовательного процесса в вузе.