В статье рассматриваются архивные документы, подготовленные органами НКВД-НКГБ СССР для местных советских и партийных органов в целях информирования их по актуальным вопросам военного времени (1941—1945). Автор анализирует содержание ряда спецсообщений и справок, созданных западносибирскими чекистами в годы Великой Отечественной войны, отражающих различные стороны жизни и деятельности в тылу (настроения населения, выполнение плана лесозаготовок, нарушения в деятельности государственных организаций), также в сообщениях уделялось внимание введению в строй эвакуированных оборонных предприятий, выполнению различных планов, борьбе со шпионажем, бандитизмом, дезертирством и т. д. Анализ документов позволяет сделать вывод о достоверном и полном отражении в них происходящих событий, так как полученные оперативным путем данные многократно проверялись и анализировались перед подготовкой окончательного варианта документа.
В статье описан опыт формирования и применения так называемых бронепоездных подразделений, входивших в состав войск Наркомата внутренних дел, на которые была возложена задача охраны и обороны железных дорог Советского Союза в 1941-1945 годах. Исследуются вопросы решения боевых и специальных задач, которые стояли перед личным составом чекистских бронепоездов, приводятся примеры героизма бойцов войск НКВД, оцениваются результаты их боевой деятельности. На основании анализа многочисленных исторических источников автор приходит к выводу, что бронепоезда входили в состав полков, включенных в дивизии НКВД. В железнодорожных войсках органов внутренних дел существовало два основных типа бронепоездных подразделений: бронепоезда и бронеплощадки. Изготавливались бронепоезда для войск НКВД в годы войны на разных заводах Наркомата тяжелого машиностроения СССР. Помимо номеров, бронепоездам присваивались наименования, связанные с фамилиями лидеров коммунистической партии и советского правительства, именами героев отечественной истории. Бронепоездные подразделения войск НКВД не только осуществляли охранные и противодиверсионные функции (сопровождение важных грузов, перевозимых железной дорогой; борьба с парашютистами и диверсантами противника, замеченными вблизи железных дорог), но и принимали активное участие в важных сражениях Великой Отечественной войны, например, в боях за Сталинград и Северный Кавказ. Всего в годы Великой Отечественной войны в боевых действиях участвовал двадцать один бронепоезд войск НКВД СССР, многие из которых за образцовое выполнение заданий командования были награждены боевыми орденами.