Введение. Статья посвящена проблеме трансформации человека в постчеловека вследствие становления пятой промышленной революции. Процессы цифровизации, свойственные индустрии 4.0 настолько прочно вошли в повседневное бытие человека, что меняют его изнутри. Взаимодействие с искусственным интеллектом и коботами формирует постчеловеческое будущее, а имплантация чипа в головной мозг создает постчеловека.
Теоретический анализ. Феномен индустрии 5.0 связан с активным использованием робототехники и искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности человека. Особенность данной стадии промышленной революции заключается в человекоориентированности техники и установлении баланса между природой и техносферой. Тем не менее в результате данных процессов происходитутрата человеком собственного Я и статуса субъекта познания. Происходит переход от Homo Sapiens к Homo Digitalis.
Заключение. Пятую промышленную революцию можно считать торжеством постгуманизма. Технооптимизм, вера в научно-технический прогресс и искусственный интеллект ставит под сомнение факт исчезновения человека как виновника данных феноменов. Зачем создавать постчеловеческое бытие, если человек утратит в нем свою сущность? Homo Digitalis подобен означающему без означаемого – говорящей голове, лишенной собственного сознания и разума.
Введение. Статья посвящена проблеме цифровой идентичности. Развитие информационного общества и процессов цифровизации ставит перед каждым пользователем сети Интернет задачу соответствия цифрового профиля его реальному обладателю. Зачастую существует большая разница между реальным человеком и его цифровыми аватарами, что приводит к не только к путанице и неоднозначному восприятию нарратора и автора со стороны другого, но и к деперсонализации автора.
Теоретический анализ. Наличие цифровой идентичности позволяет успешно самореализоваться в виртуальном пространстве и в реальном мире, будь то трудоустройство или поиск спутника жизни. Тем не менее развитие искусственного интеллекта и нейросетей позволяет создавать множество фейков, выдавать одного нарратора за другого, подменять образ автора. С другой стороны, желание автора создать себе иной виртуальный образ в силу ряда комплексов или интриг может привести к раздвоению личности.
Заключение. Современные процессы цифровизации подводят к осознанию необходимости цифровой идентичности. Формирование цифровой идентичности может проходить авторитарным способом и более мягким образовательным. В любом случае ее наличие даст пользователю цифровой среды неоспоримые преимущества в личной и профессиональной деятельности.
Введение. Статья посвящена этике трансгуманизма как философскому направлению, возводящему гедонистические ценности в главный принцип существования человека. Желание жить без боли и без страданий здесь и сейчас не требует объяснений, в то время как увещевания к страданиям в земной жизни ради призрачной нирваны вызывают немало вопросов. Сложность в оценке трансгуманистических идей связана с жесткой детерминированностью человеческой жизни техносферой. Теоретический анализ. Представления древних греков как основоположников гедонизма о достижении счастья во многом совпадают с основными идеями этики гедонистического трансгуманизма. В технике априори заключена гедонистическая сущность. Древние греки руководствовались в достижении счастья техникой как деятельностью, а представители трансгуманизма понимают под ней средства деятельности.
Заключение. Идеи трансгуманизма представляют собой естественное желание человека избавиться отстраданий, продолжая идеи античного гедонизма. Разница только в более совершенной технике, развитие которой может привести человечество к эре технологической сингулярности. В силу невозможности для человека отказаться от использования техники, он должен следовать в ее развитии и использовании принципам меры во всем и срединного пути.