В условиях дефицитного рынка труда многие российские компании в последние несколько лет стали уделять повышенное внимание процессам подбора персонала. Одним из способов повышения эффективности процессов подбора является автоматизация за счет использования современного программного обеспечения. Статья посвящена разработке модели и методики оценки экономического эффекта автоматизации процесса подбора персонала. Модель оценки экономического эффекта разработана в Excel, методика включает в себя 9 этапов и описывает последовательность шагов, необходимых для оценки экономического эффекта. Предложенная модель и методика оценки экономического эффекта могут представлять интерес как для специалистов и руководителей HR подразделений, так и для разработчиков программного обеспечения при проведении переговоров с потенциальными заказчиками.
Идентификаторы и классификаторы
Разработка и внедрение цифровых решений для автоматизации управленческих процессов основывается на диагностике цифровой зрелости. Под цифровой зрелостью понимается «результат (уровень) развития того или иного субъекта или объекта, института или направления в рамках реализации стратегических задач по цифровой трансформации, который характеризуется как общим, так и специальным набором показателей (индикаторов)» [4]. В научной литературе разработано несколько вариантов оценки уровней цифровой зрелости. Так, предлагают выделять уровни «отсутствие – существование – применение – использование – замещение – автономность» [5]. Цифровую зрелость также можно оценить в баллах [6] – по результатам балльной оценки проводится пересчет в уровни [7]. Н. В. Ломоносова, Е. А. Якимова выделяют четыре уровня цифровой зрелости HR: HR на бумаге, частичная автоматизация, зрелая автоматизация, интеллектуальный HR [8]. На основании подхода Н. В. Ломоносовой и Е. А. Якимовой в табл. 1 представлены уровни цифровой зрелости автоматизации процессов подбора персонала.
Список литературы
1. Юрьев С. В. Эффективность внедрения ERP-системы. Расчет экономического эффекта // Экономический вектор. 2018. № 1 (12). С. 85–87.
2. Чебушев Г. С., Мохова А. С. Экономические эффекты от внедрения CRM-систем // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: сборник научных трудов Института инновационных технологий и государственного управления ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет». Москва: ООО Издательство «Спутник+», 2019. С. 116–119.
3. Ивановский Б. Г. Экономические эффекты от внедрения технологий «искусственного интеллекта» // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 2 (4). С. 8–25.
4. Полякова Т. А., Минбалеев А. В. Понятие и правовая природа «цифровой зрелости» // Государство и право. 2021. № 9. С. 107–116. DOI: 10.31857/S102694520016732-6. EDN: ZKGKPL.
5. Попов Е. В., Симонова В. Л., Черепанов В. В. Уровни цифровой зрелости промышленного предприятия // Journal of New Economy. 2021. Т. 22, № 2. С. 88–109.
6. Абрамов В. И., Борзов А. В., Семенков К. Ю. Теоретико-методологический анализ моделей цифровой зрелости для российских компаний // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 4 (50). С. 42–51.
7. Есина Е. А., Калабина Е. Г. Разработка концептуальной модели оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения: кейс Свердловской области // Цифровые модели и решения. 2022. Т. 1, № 3. С. 4. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-3-4. EDN: YBBHCY.
8. Ломоносова Н. В., Якимова Е. А. Состояние и перспективы использования цифровых HR-инструментов российскими компаниями // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 4. С. 47–55. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-4-47-55.
9. Цифровизация занятости: демографические, правовые, социально-экономические вызовы и модели / Н. В. Тонких, Т. А. Камарова, Т. Л. Маркова [и др.]. Казань: ООО «Бук», 2024. 174 с. ISBN: 978-5-907910-48-5. EDN: KHYVJU.
10. Долженко, Р. А., Малышев Д. С. Проблемы на пути цифровой трансформации на российских промышленных предприятиях // Вестник НГУЭУ. 2022. № 1. С. 31–51. DOI: 10.34020/2073-6495-2022-1-031-051. EDN: MTSFTE.
11. Пичурин И. В., Лагутина Е. Е. К вопросу автоматизации подбора персонала // Общество, образование, наука в современных парадигмах развития: сборник трудов по материалам III Национальной научно-практической конференции «Общество, образование, наука в современных парадигмах развития» (Керчь, 17–18 октября 2022 года). Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. С. 362–365. EDN: KKDVDB.
12. Есембекова А. У., Анфалова А. Ю. Определение экономического эффекта от внедрения средств автоматизации // Приоритетные направления регионального развития: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с меж- дународным участием (Курган, 6 февраля 2020 года). Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т. С. Мальцева, 2020. С. 81–84. EDN: NRZVOY.
13. Гладышева А. В., Чепурова И. Ф., Кузнецова К. И., Куликова Я. А. Применение информационных технологий в процессе подбора персонала // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 1. С. 64–68. DOI: 10.25586/RNU. V9276.21.01.P.064. EDN: GGKIQK.
14. Зайнетдинова И. Ф., Пятков А. Д. Автоматизация рекрутмента на примере подбора персонала на массовые позиции уральского банка ПАО «Сбербанк России» // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: материалы Международной конференции (Екатеринбург, 05–06 декабря 2019 года). Екатеринбург, 2020. Т. 2, № 2. С. 38–46.
15. Толкунова Е. Г. Управление персоналом в эпоху цифровой экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9, № 6–1. С. 138–143.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена сравнительному анализу трех ключевых парадигм машинного обучения (МО): обучение с учителем, обучение без учителя, обучение с подкреплением – наряду с оценкой популярных фреймворков МО, таких как TensorFlow, PyTorch и Scikit-learn. В исследовании были изучены основные различия, преимущества и ограничения подходов МО, особое внимание уделялось таким факторам, как: вычислительные затраты, масштабируемость и простота реализации. Рассмотрены аспекты интерпретируемости моделей МО и проанализированы вычислительные ресурсы, необходимые для их работы, включая нагрузку на центральный процессор и оперативную память. Результаты дают необходимую информацию о том, как различные методологии и технологии МО формируют реальные приложения и влияют на практическое принятие решений в системах, управляемых искусственным интеллектом.
Статья посвящена анализу текущего состояния цифровых технологий и перспектив их внедрения в экономику Узбекистана для мониторинга потребительских цен в стране. В рамках исследования освещаются основные проблемы, которые связаны с использованием цифровых технологий для мониторинга потребительских цен, а также предлагаются пути их решения. Информационную базу работы составили научные публикации и аналитические материалы, нормативно-правовые документы Узбекистана. Особое внимание уделяется анализу влияния цифровизации на мониторинг инфляционных процессов, в том числе методам обеспечения интеграции данных, повышения прозрачности и эффективности управления. В результате представлены рекомендации по развитию цифровой инфраструктуры, которые включают повышение квалификации кадров, усиление кибербезопасности и увеличение доступности цифровых платформ для населения. Сделан вывод о значимости цифровых технологий как фактора обеспечения устойчивого экономического роста и стабильности цен.
Исследование посвящено моделированию проектной деятельности digital-агентства с целью повышения эффективности его бизнес-процессов. В соответствии с методологией моделирования была разработана многоуровневая модель бизнес-процессов с использованием нотаций IDEF0 и BPMN в специализированной программной среде Business Studio. Оценка и анализ модели текущей деятельности, проведенные с помощью SWOT-анализа, методов визуализации и выявления проблем, определили основные недостатки и потенциальные возможности бизнес-процессов. Реорганизация бизнес-процессов, заложенная в целевой модели, позволяет значительно сократить время разработки рекламных проектов для клиентов digital-агентства. Использование централизованного хранилища данных в системе учета проектов устраняет избыточность информации, уменьшает время на ввод и обработку данных, минимизирует вероятность возникновения ошибок. Предложенные оптимизационные мероприятия не требуют больших финансовых затрат и радикальных изменений в структуре агентства и бизнес-процессах.
В условиях стремительного роста объемов научной информации возникает необходимость в автоматизированных методах анализа, способных выявлять наиболее перспективные направления исследований. Актуальность этой задачи обусловлена невозможностью вручную обработать огромные массивы данных и необходимостью оперативного стратегического планирования научной деятельности. Целью исследования является разработка и апробация конвейера обработки данных научных публикаций, который позволит систематизировать большие объемы информации и обеспечивать поддержку принятия решений в научных организациях. Для реализации конвейера используется платформа Lens. org, предоставляющая доступ к обширным базам данных научных публикаций. Сбор информации с последующей предобработкой включает удаление дубликатов, токенизацию, лемматизацию и векторизацию текстов. Для выделения скрытых тем применяется метод тематического моделирования (LDA). Дополнительно проводится анализ цитируемости и графовый анализ взаимосвязей между публикациями. Особое внимание уделено разработке новой метрики – «индекс приоритетности», которая комбинирует показатели цитируемости, тематической релевантности и временного тренда публикаций. Апробация конвейера на выборке, состоящей из более чем 50 тыс. публикаций за 2014–2024 гг., продемонстрировала высокую точность и эффективность предложенного метода. Полученные результаты позволили выделить ключевые направления исследований, такие как искусственный интеллект, обработка больших данных и распределенные энергетические системы, а также проследить динамику их развития.
В статье актуализируется значимость многокритериальной диагностики результатов цифровой трансформации организаций. Целью исследования является разработка методического подхода к оценке эффективности цифровизации предприятия на основе многопараметрических данных и построения интегральной функции желательности Харрингтона. В качестве индикаторов цифровой эффективности рекомендуется рассматривать три группы показателей: экономические, социальные и технические. Методическим базисом исследования является экспоненциальное преобразование частных метрик эффективности и последующий расчет обобщенного индекса желательности Харрингтона. Предложенная методика является универсальным аналитическим инструментом и может быть применена для экспертизы цифровых проектов в различных отраслях экономики. Апробация методики представлена на примере цифрового проекта локомотиворемонтного предприятия, в результате оценки проект признан экономически и технически эффективным (на среднем уровне по шкале желательности). Расчеты показали более высокую степень технической эффективности по сравнению с экономическими и социальными эффектами. Научная новизна работы состоит в систематизации показателей «цифровой» эффективности, а также в расширении области применения функции желательности как обобщенного параметра оценки цифровых проектов, что вносит вклад в развитие научно-практических аспектов экономического анализа.
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/