Статья посвящена анализу текущего состояния цифровых технологий и перспектив их внедрения в экономику Узбекистана для мониторинга потребительских цен в стране. В рамках исследования освещаются основные проблемы, которые связаны с использованием цифровых технологий для мониторинга потребительских цен, а также предлагаются пути их решения. Информационную базу работы составили научные публикации и аналитические материалы, нормативно-правовые документы Узбекистана. Особое внимание уделяется анализу влияния цифровизации на мониторинг инфляционных процессов, в том числе методам обеспечения интеграции данных, повышения прозрачности и эффективности управления. В результате представлены рекомендации по развитию цифровой инфраструктуры, которые включают повышение квалификации кадров, усиление кибербезопасности и увеличение доступности цифровых платформ для населения. Сделан вывод о значимости цифровых технологий как фактора обеспечения устойчивого экономического роста и стабильности цен.
Идентификаторы и классификаторы
В современных условиях цифровые технологии интегрируются в управленческие и мониторинговые экономические механизмы. В Узбекистане за последние годы наблюдается активное внедрение цифровых решений в различные отрасли, включая мониторинг потребительских цен и инфляционных процессов.
Список литературы
1. Бегалов Б. А., Жуковская И. Е. Статистическая оценка реализации стратегий социально-экономического развития Республики Узбекистан в условиях цифровой трансформации // Статистика и Экономика. 2022. Т. 19, № 3. С. 64–76. DOI: 10.21686/2500- 3925-2022-3-64-76.
2. Бегалов Б. А., Умаров М. Т., Джамалдинов Ж. Р., Далинская Н. А. Статистический анализ инфляции в Республике Узбекистан: вызовы и пути преодоления // Цифровые модели и решения. 2024. Т. 3, № 2. С. 28–42. DOI: 10.29141/2949-477X-2024-3-2-3. EDN: KQYEAM.
3. Жуковская И. Е. Цифровые технологические решения – важный фактор развития национальной экономики Республики Узбекистан // Научный результат. Экономические исследования. 2021. Т. 7, № 1. С. 31–40. DOI: 10.18413/2409-1634-2021-7-1-0-4.
4. Жуковская И. Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и Экономика. 2020. Т. 17, № 5. С. 68–80. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-5-68-80.
5. Хусаинов Р. Р. Цифровые технологии в формировании инновационной экономики в Узбекистане. Т. 1, № 1. 2024. https://worldofresearch.ru/index.php/ifw/issue/view/14.
6. Бурцева Т. А., Френкель А. А., Тихомиров Б. И., Сурков А. А. Достоверная оценка инфляции как объективная необходимость // Вопросы статистики. 2021. Т. 28, № 6. С. 18–29. DOI: 10.34023/2313-6383-2021-28-6-18-29. EDN: LPINTK.
7. Викуленко А. Е., Караева А. О. Инфляционное таргетирование как основной метод антиинфляционной политики // Экономический вектор. 2016. № 3 (6). С. 9–13. EDN: WTCWQX.
8. Скотт Р. Таргетированию инфляции исполняется 20 лет // Финансы и развитие. 2010. Вып. 47, № 1. С. 46–49.
9. Жуковская И. Е. Основные направления совершенствования методологии применения передовых информационно-коммуникационных технологий в статистической деятельности Республики Узбекистан в условиях формирования цифровой экономики // Статистика и Экономика. 2020. Т. 17, № 5. С. 68–80. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-5- 68-80.
10. Жуковская И. Е. Современные тренды импортозамещения программных продуктов в условиях цифровизации экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2024. Т. 21, № 3 (135). С. 173–181. DOI: 10.21686/2413- 2829-2024-3-173-181.
11. Bozhko L., Zhukovskaya I., Seitkhamzina G. et al. Environmental policy in the context of the implementation of the sustainable development goals in the countries of Central Asia: projection to the regional level // Journal of Infrastructure, Policy and Development. 2024. Vol. 8, no. 14. 27 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена сравнительному анализу трех ключевых парадигм машинного обучения (МО): обучение с учителем, обучение без учителя, обучение с подкреплением – наряду с оценкой популярных фреймворков МО, таких как TensorFlow, PyTorch и Scikit-learn. В исследовании были изучены основные различия, преимущества и ограничения подходов МО, особое внимание уделялось таким факторам, как: вычислительные затраты, масштабируемость и простота реализации. Рассмотрены аспекты интерпретируемости моделей МО и проанализированы вычислительные ресурсы, необходимые для их работы, включая нагрузку на центральный процессор и оперативную память. Результаты дают необходимую информацию о том, как различные методологии и технологии МО формируют реальные приложения и влияют на практическое принятие решений в системах, управляемых искусственным интеллектом.
Исследование посвящено моделированию проектной деятельности digital-агентства с целью повышения эффективности его бизнес-процессов. В соответствии с методологией моделирования была разработана многоуровневая модель бизнес-процессов с использованием нотаций IDEF0 и BPMN в специализированной программной среде Business Studio. Оценка и анализ модели текущей деятельности, проведенные с помощью SWOT-анализа, методов визуализации и выявления проблем, определили основные недостатки и потенциальные возможности бизнес-процессов. Реорганизация бизнес-процессов, заложенная в целевой модели, позволяет значительно сократить время разработки рекламных проектов для клиентов digital-агентства. Использование централизованного хранилища данных в системе учета проектов устраняет избыточность информации, уменьшает время на ввод и обработку данных, минимизирует вероятность возникновения ошибок. Предложенные оптимизационные мероприятия не требуют больших финансовых затрат и радикальных изменений в структуре агентства и бизнес-процессах.
В условиях дефицитного рынка труда многие российские компании в последние несколько лет стали уделять повышенное внимание процессам подбора персонала. Одним из способов повышения эффективности процессов подбора является автоматизация за счет использования современного программного обеспечения. Статья посвящена разработке модели и методики оценки экономического эффекта автоматизации процесса подбора персонала. Модель оценки экономического эффекта разработана в Excel, методика включает в себя 9 этапов и описывает последовательность шагов, необходимых для оценки экономического эффекта. Предложенная модель и методика оценки экономического эффекта могут представлять интерес как для специалистов и руководителей HR подразделений, так и для разработчиков программного обеспечения при проведении переговоров с потенциальными заказчиками.
В условиях стремительного роста объемов научной информации возникает необходимость в автоматизированных методах анализа, способных выявлять наиболее перспективные направления исследований. Актуальность этой задачи обусловлена невозможностью вручную обработать огромные массивы данных и необходимостью оперативного стратегического планирования научной деятельности. Целью исследования является разработка и апробация конвейера обработки данных научных публикаций, который позволит систематизировать большие объемы информации и обеспечивать поддержку принятия решений в научных организациях. Для реализации конвейера используется платформа Lens. org, предоставляющая доступ к обширным базам данных научных публикаций. Сбор информации с последующей предобработкой включает удаление дубликатов, токенизацию, лемматизацию и векторизацию текстов. Для выделения скрытых тем применяется метод тематического моделирования (LDA). Дополнительно проводится анализ цитируемости и графовый анализ взаимосвязей между публикациями. Особое внимание уделено разработке новой метрики – «индекс приоритетности», которая комбинирует показатели цитируемости, тематической релевантности и временного тренда публикаций. Апробация конвейера на выборке, состоящей из более чем 50 тыс. публикаций за 2014–2024 гг., продемонстрировала высокую точность и эффективность предложенного метода. Полученные результаты позволили выделить ключевые направления исследований, такие как искусственный интеллект, обработка больших данных и распределенные энергетические системы, а также проследить динамику их развития.
В статье актуализируется значимость многокритериальной диагностики результатов цифровой трансформации организаций. Целью исследования является разработка методического подхода к оценке эффективности цифровизации предприятия на основе многопараметрических данных и построения интегральной функции желательности Харрингтона. В качестве индикаторов цифровой эффективности рекомендуется рассматривать три группы показателей: экономические, социальные и технические. Методическим базисом исследования является экспоненциальное преобразование частных метрик эффективности и последующий расчет обобщенного индекса желательности Харрингтона. Предложенная методика является универсальным аналитическим инструментом и может быть применена для экспертизы цифровых проектов в различных отраслях экономики. Апробация методики представлена на примере цифрового проекта локомотиворемонтного предприятия, в результате оценки проект признан экономически и технически эффективным (на среднем уровне по шкале желательности). Расчеты показали более высокую степень технической эффективности по сравнению с экономическими и социальными эффектами. Научная новизна работы состоит в систематизации показателей «цифровой» эффективности, а также в расширении области применения функции желательности как обобщенного параметра оценки цифровых проектов, что вносит вклад в развитие научно-практических аспектов экономического анализа.
Издательство
- Издательство
- УрГЭУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- Юр. адрес
- 620144, Уральский ФО, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45
- ФИО
- Силин Яков Петрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- odo@usue.ru
- Сайт
- https://www.usue.ru/