В статье описывается опыт Волгоградского музыкального театра по привлечению молодежи в театр. Описаны результаты анализа мотивации и посещаемости спектаклей держателями Пушкинской карты. Проведен анализ репертуарной политики театра в контексте создания спектаклей на основе литературной классики из школьной программы по литературе.
Идентификаторы и классификаторы
Сегодня Пушкинская карта является уникальным феноменом культурной жизни России. Веденная в 2021 году (Постановление … web) она заняла прочное место в молодежной субкультуре. О целях и задачах этого уникального проекта, проблемах и некоторых результатах имеется достаточно много публикаций (Каледа, Карпова, Сумбулова, Логунова 2022; Шамина 2021). Однако большинство из них представляют небольшие статьи и тезисы различных конференций и освещают частный региональный опыт работы с этими картами на уровне констатации факта без достаточно серьезного анализа проблем. В этом легко убедиться обратившись к сайту РИНЦ (web).
Список литературы
1. Акберов, Д. Ф. Мошенничество в сфере социальных проектов (на примере «пушкинской карты» ) / Д. Ф. Акберов // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2023. - № 6 (82). - С. 496-500.
2. Груздева, М. А. «Пушкинская карта» как инструмент финансирования сферы культуры: региональный аспект / М. А. Груздева, О. Н. Калачикова // Журнал экон. исслед. - 2021. - Т. 7, - № 5. - С. 41–49.
3. Дырдина, А. А. Проект «пушкинская карта» как один из способов социально- культурного воспитания молодежи / А. А. Дырдина // Материалы VI Всерос. научно-практич. конф. / отв. ред. В. Н. Лаврикова. – Чита, 2021. - С. 147-151.
4. Злотникова, Е. В. Оценка результативности проекта «пушкинская карта» / Е. В. Злотникова, М. В. Сташук, А. И. Ручкина // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2022. - № 2 (40). - С. 10-15.
5. Каледа, У. О. Пушкинская карта. Досуг молодежи / У. О. Каледа, С. И. Карпова, С. В. Сумбулова, Л. В. Логунова // Достижения науки и образования. – 2022. – № 3. – С. 92–96.
6. Каргаполова, Е. В. Любимая книга в читательских предпочтениях современного российского студенчества (на примере вузов Астрахани и Москвы) / Е. В. Каргаполова, В. В. Дьякова, Е. А. Шаганова, Е. С. Василенко // Primo aspectu. - 2024. - № 1 (57). - С. 94-100.
7. Касьянова, Е. И. Возможности программы «Пушкинская карта» в формировании патриотически ориентированных социальных представлений студенческой молодежи / Е. И Касьянова, Н. И. Виноградова, С. Т. Кохан // Kant. - 2023. - № 4. - С. 324–332. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.59
8. Людмилина, Т.Н. «Пушкинская карта» – драйвер стратегии воспитания молодежи и развития сферы культуры региона [Электронный ресурс] / Т. Н. Людмилина // Творчество и современность: сетевое издание. – 2023. – № 2(20). – С. 127–135. – Режим доступа: URL:https://nsktvs.ru/node/376, (дата обращения: 20.05.2024 г.).
9. Шамина, А. Р. Проблемы и перспективы внедрения «Пушкинской карты» как инструмента стимулирования спроса молодежи на услуги культуры / А. Р. Шамина // Новеллы права, экономики и управления 2021: сборник науч. тр. по матер. VII Междунар. науч.-прак. конф. ; г. Гатчина, 26–27 ноября 2021 г. – Гатчина : Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2021. – С. 489–492.
10. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1521 «О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры». – Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/402777404/ (дата обращения: 10.09.2024 г.)
11. https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения 09.11. 2024 г.).
12. URL: https://www.ural.kp.ru/online/news/4430366/ (дата обращения: 11.03.2024 г.).
13. URL: https://www.culture.ru/afisha/russia/pushkinskaya-karta
14. URL: https://afisha.yandex.ru/volgograd/pushkin-card
15. URL: https://portal-kultura.ru/articles/news/362215-pushkinskuyu-kartu-v-rossii-poluchili- 74-tselevoy-auditorii-programmy (дата обращения 09.11.2024 г.).
16 Филиппова, Т. Министерство культуры подвело итоги прошлого года [Электронный ресурс] / Т. Филиппова // Культура. – 2024. – Режим доступа: URL: https://portal– kultura.ru/articles/kulturnaya-politika/360601-ministerstvo-kultury-podvelo-itogi-proshlogo-goda (дата обращения 09.11. 2024 г.)
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях стремительного развития технологий и возрастающих требований к профессиональной подготовке инженеров, формирование исследовательской культуры студентов становится одной из ключевых задач высшего образования. Данная статья посвящена исследованию роли студенческого конструкторского бюро в формировании исследовательской культуры будущих инженеров. Рассматриваются три ключевых педагогических направления деятельности студенческого конструкторского бюро: регулятивное, ориентационное и проективное. Регулятивное направление связано с адаптацией образовательного процесса к современным требованиям инженерной отрасли, включая обновление учебных программ и интеграцию практико-ориентированных методик в специальные инженерные дисциплины. Ориентационное направление нацелено на развитие у студентов интереса к исследовательской деятельности и к работе над реальными инженерными проектами. Проективное направление предполагает трансляцию студенческих разработок в будущую профессиональную среду. В статье приводятся данные исследований, подтверждающие эффективность деятельности студенческого конструкторского бюро в повышении мотивации студентов к осуществлению исследовательской деятельности, их профессиональной подготовки и интеграции в научное сообщество. Делается вывод о значимости студенческого конструкторского бюро как образовательной платформы, способствующей подготовке высококвалифицированных инженеров, готовых к решению сложных и актуальных инженерных задач.
Проведено исследование представлений будущих учителей о значимости профессиональной мобильности и путях ее формирования. Мобильность будущего учителя рассматривается как фактор конкурентоспособности личности, определяющий ее адаптированность к меняющемуся миру. Мобильность учителя обусловливает не только его собственные жизненные и профессиональные перспективы, но и выступает прогностическим потенциалом повышения качества образования обучающихся. Факторами развития профессиональной мобильности являются умения быстро осваивать новые педагогические компетенции и быть готовым их применять; осознанно повышать свою квалификацию; быстро осваивать новые методики, техники и технологии, использовать их в инновационных процессах педагогической деятельности; готовность быстро освоить новые виды профессиональной деятельности, сменить профессию; владеть нормативно-правовой базой знаний и умений; быстро адаптироваться к новым условиям работы, к новому виду деятельности, к межличностным отношениям на работе; владение обобщенными и транспрофессиональными навыками, компетенциями.
В статье представлены результаты исследования мотивированности к обучению студентов 3–5 курса фармацевтического факультета Волгоградского государственного медицинского университета. По результатам обезличенного опроса установлена взаимосвязь мотивированности и уровня школьной подготовки по результатам ЕГЭ.
Статья посвящена проблемам эффективного преподавания математики на специальностях СПО. Базовый уровень подготовки студентов по математике, поступающих на СПО, остается стабильно низким, а в ряде случаев планомерно ухудшается. Необходима адаптация учебных курсов с учетом уровня подготовки студентов и соответствия требованиям ФГОС. В качестве решения авторами предлагается внедрение дифференцированного подхода к обучению математики в комплексе с межпредметными связями с профессиональными дисциплинами. При этом важно учитывать изначально низкую мотивацию и разный уровень подготовки студентов. Для достижения необходимых результатов в изучении математики студентами СПО целесообразно использовать в составе учебных курсов практические примеры применения знаний как в рамках основной программы, так и при самостоятельном изучении литературы и онлайнресурсов. Рекомендуется также предусмотреть дополнительные задания для самостоятельной работы и стимулировать самообразование студентов. Также повысить качество обучения позволяют грамотно организованные учебные электронные курсы. Авторами разработаны примеры таких заданий, которые могут быть использованы как в составе электронного курса, так и в виде классического раздаточного материала. Практический опыт показывает, что студенты успешно выполняют эти задания, что способствует лучшему освоению специальных дисциплин.
Курс включает пять модулей, реализуется на российской LMS платформе «Skillspace» и направлен на комплексную подготовку учащихся к участию в проектных конкурсах различного уровня. Первый модуль раскрывает базовые понятия и виды проектной деятельности. Второй модуль состоит из двух частей – практической работы над реализацией проектов или исследований. Третий модуль посвящен отработке навыков презентации проектов и подготовки к оценке конкурсными комиссиями. Также курс содержит теоретические и практические материалы по оформлению работ. Заключительный модуль направлен на построение персональных образовательных траекторий слушателей в сфере проектной деятельности. Курс имеет модульную структуру, что позволяет эффективно комбинировать теорию и практику, а также адаптировать содержание под разный уровень подготовки учеников.
Данная статья нацелена на анализ методических подходов и педагогического потенциала представленного курса в развитии навыков проектной и исследовательской деятельности школьников и студентов. Для анализа использовались показатели COR, CSI, CSAT. Курс «Путь к большим вызовам» может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях в качестве инструмента для развития проектных компетенций учащихся.
В статье особое внимание уделено адаптации студентов к современным форматам занятий за счет технологий геймификации. Объективная необходимость использования инновационной технологии обучения обусловлена перестройкой мышления молодежи и потенциалом игровых механик. Автор акцентирует внимание на особенностях технологий геймификации в получении профессиональных навыков. В статье выявлены специфические особенности применения различных элементов игровых технологий, исследуется влияние игровых элементов и стратегических игр на когнитивные способности, такие как аналитическое мышление и планирование. Автор рассматривает геймификацию как способ повышения мотивации и вовлеченности в обучении, что способствует личностному развитию обучаемых.
Цифровая трансформация системы образования на всех его уровнях способствует распространению среди студентов плагиата материалов, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта, что приводит к ИИ-плагиату. В статье представлены результаты анализа анкетирования, проведенного среди студентов-бакалавров. Исследование направлено на выявление распространенности данного явления, понимание мотивов, а также оценку их отношения к последствиям использования ИИ-плагиата в учебной деятельности. Обнаружено, что прежде всего студенты прибегают к ИИ-плагиату, когда им необходимо продемонстрировать умение конспектировать, аннотировать, осуществлять сбор и сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям. Авторами выявлена зависимость использования искусственного интеллекта от уровня успеваемости и личных мотивов студентов. Среди наиболее значимых проблем, выявленных в процессе анализа результатов опроса, авторы выделяют: получение завышенных оценок, осознанный обман преподавателя. И, как следствие, выпуск неквалифицированных специалистов и снижение репутации вуза среди работодателей и абитуриентов.
Статья посвящена исследованию возможностей повышения эффективности изучения истории России иностранными студентами. Сформулированы социокультурные особенности туркменских студентов. Проанализированы плюсы и минусы изучения истории в группах студентов из разных стран. Сделан вывод, что при невысоком языковом барьере предпочтительна работа в группах, включающих студентов с различным культурным фоном. При невозможности такого взаимодействия необходимо учитывать национальные и социокультурные особенности студентов. Показано, что использование кросс-культурного подхода, применение интерактивных методов, современных информационных технологий, использование возможностей социально-культурной среды города и, в целом, контекста обучения будет способствовать формированию необходимых компетенций иностранных студентов.
В статье, продолжающей публикации автора по актуальным проблемам методики обучения обществознанию, рассматривается повышение учебной мотивации школьников в ходе обучения обществознанию средствами информационных технологий. Анализируются противоречия использования информационных технологий, а также эффективные методические приемы их реализации в обучении обществознанию. Автор подчеркивает, что формирование информационной культуры школьников является одним из важнейших элементов функциональной грамотности.
Статья рассматривает роль социальных сетей в процессе трансформации исторической памяти. Несмотря на ряд неоспоримых преимуществ новых медиа, таких как доступность разных форм коммуникации и увеличение доступности к объемам исторических источников, сети формируют нестабильную цифровую среду, которая может быть использована для формирования деструктивного восприятия исторической памяти. Рисками сетевого пространства выступают сегментация пользователей, слабый контроль государства и возможность контроля иностранными политическими субъектами, а также снижение роли представителей профессиональных сообществ. Трансформация исторической памяти происходит в несколько этапов: сегментация единого исторического пространства; акцент на недостатках существующих национальных исторических нарративов; создание и замещение исторической памяти государственными институтами. Помимо процессов деконструкции исторической памяти, параллельно для части общества обесценивается необходимость сохранения исторического знания как необходимого условия существования и развития народа и государства. В новых условиях цифровой эпохи необходима модернизация имеющихся подходов к сохранению и защите исторического прошлого с учетом новых вызовов, что в рамках текущей геополитической ситуации напрямую связано с сохранением суверенитета страны.
В статье анализируются результаты социологического исследования, направленного на осмысление роли преподавателей вуза в условиях продолжения специальной военной операции. Представлены результаты опроса студентов Курского государственного аграрного университета имени И. И. Иванова – приграничного вуза, на базе которого действует крупнейший в регионе пункт временного размещения жителей, отселенных из захваченных в результате вражеского вторжения территорий. Выявлены предпочтительные формы поддержки, которые студенты ожидают от преподавателя в новых условиях. Определены качества, которые студенты считают важнейшими для профессорско-преподавательского состава в обстановке повышенного напряжения и тревожности (выдержка, уверенность, эмоциональная стабильность, способность адаптироваться к изменениям и оказывать психологическую поддержку). В числе ожиданий студенческой молодежи – сохранение высокого уровня организации учебного процесса, запрос на обсуждение карьерных перспектив и адаптацию к рынку труда в новых условиях. Подавляющее большинство опрошенных отметило важность патриотического воспитания, которое выступает как инструмент формирования гражданской ответственности и национального самосознания.
В статье рассматривается одно из основных предназначений современного преподавателя – просветительская деятельность в контексте социальной миссии университета. В ходе исследования был применен эмпирический подход к сбору и систематизации данных, связанных с лексикографическим анализом понятий «просвещение» и «просветительская деятельность», изучены документы их правового регулирования.
Для рассмотрения понятия «просвещение» как некой прогрессивной социальной миссии, имеющей своей целью или результатом распространение передовых идей и знаний, автор употребляет термин «просветительство или «просветительская деятельность», а субъект данной активности называет «просветителем». Делается вывод о том, что главной ценностью университетского преподавателя как лектора-просветителя является академичность, достоверность и непредвзятость его знания. К числу сущностных характеристик просветительской деятельности можно отнести комплементарность действий лектора и слушателей лектория; диалоговый режим, формирование и развитие ценностных начал, выход за рамки аудиторной деятельности и охват внешней целевой аудитории. В качестве примера просветительской деятельности приводится работа просветительской площадки Волгоградского регионального отделения Российского общества «Знание» в городе Камышине на базе Камышинского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
Статья рассматривает пациентоориентированность в современной медицинской культуре и российском обществе. Основным методом эмпирического исследования выступил контент-анализ. Корпус исследования составили научные статьи и тексты СМИ, посвященные пациентоориентированности. Особое внимание уделено дефинициям термина. Проведен опрос практикующих врачей. Исследователи отмечают несовпадение акцентов в репрезентации концепта в научных текстах и текстах Интернет-СМИ. В первом типе источника материала наблюдается фокусировка на организации помощи пациенту в государственных учреждениях. Во втором типе источников речь идет преимущественно об услугах в частных клиниках и ценностных признаках концепта – вежливости, уважении, дружелюбии и взаимопонимании. Опрос врачей подтвердил то, что пациент является центром рассматриваемой модели взаимодействия. Вместе с тем удалось выявить дифференциацию в понимании пациентоориентированности разными поколениями врачей. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что концепт «пациентоориентированность» в медицинской культуре и российском обществе в целом находится на этапе формирования.
В статье представлены результаты анализа ценностных ориентиров клинических ординаторов, принимавших участие в ликвидационных мероприятиях последствий чрезвычайной ситуации биологосоциального характера на примере пандемии COVID-19. Методом социологического опроса получены данные, согласно которым ранжированы значимые моральные ценности в условиях чрезвычайной ситуации: «терпеливость» (78,5 %), «добросовестность» (73,1%) и «человечность» (75,8 %), «сострадание» (54,3 %), «отзывчивость» (52,2 %) и «толерантность» (48,9 %), «честность» (47,3%) и «чувство долга» (48,9 %), «доброта» (34,4 %), «милосердие» (32,8%), «благородство» (18,8 %) и «самопожертвование» (16,1 %). Сделан вывод о том, что духовно-нравственный аспект культуры врача – многокомпонентная структура и складывается из моральных и профессиональных ценностей, трансформирующихся под воздействием внешних факторов, личностных качеств, идеалов, паттернов и традиций.
статье приведены результаты исследования межкультурной чувствительности в научной среде. Межкультурная чувствительность является неотъемлемым элементом эффективного межкультурного взаимодействия. Эмпирическое исследование проведено с использованием методики ICSI (Intercultural Sensitivity Inventory), в рамках которой выделяется пять шкал межкультурной чувствительности: вовлеченность во взаимодействие, уважение культурных различий, уверенность во взаимодействии, удовольствие от обще-ния, внимание к взаимодействию. Описаны этапы и результаты эмпирического исследования. Сформулированы выводы об особенностях межкультурной чувствительности для этнокультурных целевых сегментов белорусов, казахов, армян и кыргызов; о необходимости адаптации рекламно-информационных материалов научной организации под культурные особенности и предпочтения разных целевых групп.
Издательство
- Издательство
- ВолгГТУ
- Регион
- Россия, Волгоград
- Почтовый адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- Юр. адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- ФИО
- Навроцкий Александр Валентинович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@vstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (844) 2248115
- Сайт
- https://vstu.ru