Проведено исследование представлений будущих учителей о значимости профессиональной мобильности и путях ее формирования. Мобильность будущего учителя рассматривается как фактор конкурентоспособности личности, определяющий ее адаптированность к меняющемуся миру. Мобильность учителя обусловливает не только его собственные жизненные и профессиональные перспективы, но и выступает прогностическим потенциалом повышения качества образования обучающихся. Факторами развития профессиональной мобильности являются умения быстро осваивать новые педагогические компетенции и быть готовым их применять; осознанно повышать свою квалификацию; быстро осваивать новые методики, техники и технологии, использовать их в инновационных процессах педагогической деятельности; готовность быстро освоить новые виды профессиональной деятельности, сменить профессию; владеть нормативно-правовой базой знаний и умений; быстро адаптироваться к новым условиям работы, к новому виду деятельности, к межличностным отношениям на работе; владение обобщенными и транспрофессиональными навыками, компетенциями.
Идентификаторы и классификаторы
В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования до 2030» года важнейшим приоритетом указана современная подготовка будущих учителей. Ключевым фактором повышения активности и профессионального успеха будущих учителей является способность адаптироваться к изменениям и нововведениям в системе образования. Профессионально мобильные педагоги – это специалисты, определяющие имидж и престиж современной школы, перспективу подготовки ее выпускника к последующей деятельности в меняющемся социуме. В этом контексте формирование профессиональной мобильности является одним из стратегических национальных приоритетов системы кадрового обеспечения сферы образования.
Список литературы
1. Загвязинский, В. И. Академическая мобильность в педагогическом образовании / В. И. Загвязинский, Л. М. Волосникова, Е. А. Кукуев, И. В. Патрушева // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 6. – С. 31–48.
2. Амирова, Л. А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития / Л. А. Амирова // Образование и наука. Известия УрО РАО. – 2009. – № 8(65). – С. 86–96.
3. Идрисова, О. И. Ретроспективный анализ понятия «профессиональная мобильность педагога» / О. И. Идрисова // ИНСАЙТ. – 2021. – № 5(8). – С. 7–16.
4. Исхаков, Р. Х. Профессиональная мобильность педагога как основа успешного решения социально-педагогических проблем / Р. Х. Исхаков // Профессиональное образование в современном мире. – 2017. – Т. 7, № 4. – С. 1469–1475.
5. Лукашенко, Н. С. Педагогические условия развития профессиональной мобильности учителя в информационно-образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 5.8.1 / Н. С. Лукашенко. – Томск, 2024. – 25 с.
6. Малиновскии , П. В. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий / П. В. Малиновскии // Российское экспертное обозрение. – 2007. – № 3 (21). – С. 21–24.
7. Миронова, Л. И. Готовность будущего учителя к профессиональной деятельности и способ ее оценки / Л. И. Миронова, Б. М. Игошев, Т. Н. Шамало // Педагогическое образование в России. – 2019.– № 9. – С. 142–149.
8. Новикова, Г. П. Теоретико-методологические аспекты профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций в системе непрерывного образования / Г. П. Новикова // Инновационная деятельность в образовании : сборник научно-методич. статей материалов XVIII Междунар. научно-практич. конф., Пушкино, 23 апреля 2024 года. – Ярославль: Канцлер, 2024. – С. 14–42.
9. Самбиева, Л. И. Бенчмаркинговое исследование как средство развития профессиональной мобильности учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Л. И. Самбиева. – Владикавказ, 2015. – 22 с.
10. Сорокин, П. А. Социальная мобильность / П. А. Сорокин. – М. : Academia; LVS, 2005. – 588 с.
11. Тонких, А. П. Реализация концепции социальной мобильности будущих учителей начальных классов / А. П. Тонких // Управление образованием: теория и практика. – 2021. – № 2(42). – С. 48–64.
12. Яникова, Н. В. Профессиональная траектория учителя: конкурсы мастерства, мобильность, поливариативность практики / Н. В. Яникова // Образовательная политика. – 2022. – № 4(92). – С. 40–54.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях стремительного развития технологий и возрастающих требований к профессиональной подготовке инженеров, формирование исследовательской культуры студентов становится одной из ключевых задач высшего образования. Данная статья посвящена исследованию роли студенческого конструкторского бюро в формировании исследовательской культуры будущих инженеров. Рассматриваются три ключевых педагогических направления деятельности студенческого конструкторского бюро: регулятивное, ориентационное и проективное. Регулятивное направление связано с адаптацией образовательного процесса к современным требованиям инженерной отрасли, включая обновление учебных программ и интеграцию практико-ориентированных методик в специальные инженерные дисциплины. Ориентационное направление нацелено на развитие у студентов интереса к исследовательской деятельности и к работе над реальными инженерными проектами. Проективное направление предполагает трансляцию студенческих разработок в будущую профессиональную среду. В статье приводятся данные исследований, подтверждающие эффективность деятельности студенческого конструкторского бюро в повышении мотивации студентов к осуществлению исследовательской деятельности, их профессиональной подготовки и интеграции в научное сообщество. Делается вывод о значимости студенческого конструкторского бюро как образовательной платформы, способствующей подготовке высококвалифицированных инженеров, готовых к решению сложных и актуальных инженерных задач.
В статье представлены результаты исследования мотивированности к обучению студентов 3–5 курса фармацевтического факультета Волгоградского государственного медицинского университета. По результатам обезличенного опроса установлена взаимосвязь мотивированности и уровня школьной подготовки по результатам ЕГЭ.
Статья посвящена проблемам эффективного преподавания математики на специальностях СПО. Базовый уровень подготовки студентов по математике, поступающих на СПО, остается стабильно низким, а в ряде случаев планомерно ухудшается. Необходима адаптация учебных курсов с учетом уровня подготовки студентов и соответствия требованиям ФГОС. В качестве решения авторами предлагается внедрение дифференцированного подхода к обучению математики в комплексе с межпредметными связями с профессиональными дисциплинами. При этом важно учитывать изначально низкую мотивацию и разный уровень подготовки студентов. Для достижения необходимых результатов в изучении математики студентами СПО целесообразно использовать в составе учебных курсов практические примеры применения знаний как в рамках основной программы, так и при самостоятельном изучении литературы и онлайнресурсов. Рекомендуется также предусмотреть дополнительные задания для самостоятельной работы и стимулировать самообразование студентов. Также повысить качество обучения позволяют грамотно организованные учебные электронные курсы. Авторами разработаны примеры таких заданий, которые могут быть использованы как в составе электронного курса, так и в виде классического раздаточного материала. Практический опыт показывает, что студенты успешно выполняют эти задания, что способствует лучшему освоению специальных дисциплин.
Курс включает пять модулей, реализуется на российской LMS платформе «Skillspace» и направлен на комплексную подготовку учащихся к участию в проектных конкурсах различного уровня. Первый модуль раскрывает базовые понятия и виды проектной деятельности. Второй модуль состоит из двух частей – практической работы над реализацией проектов или исследований. Третий модуль посвящен отработке навыков презентации проектов и подготовки к оценке конкурсными комиссиями. Также курс содержит теоретические и практические материалы по оформлению работ. Заключительный модуль направлен на построение персональных образовательных траекторий слушателей в сфере проектной деятельности. Курс имеет модульную структуру, что позволяет эффективно комбинировать теорию и практику, а также адаптировать содержание под разный уровень подготовки учеников.
Данная статья нацелена на анализ методических подходов и педагогического потенциала представленного курса в развитии навыков проектной и исследовательской деятельности школьников и студентов. Для анализа использовались показатели COR, CSI, CSAT. Курс «Путь к большим вызовам» может быть рекомендован для использования в образовательных учреждениях в качестве инструмента для развития проектных компетенций учащихся.
В статье особое внимание уделено адаптации студентов к современным форматам занятий за счет технологий геймификации. Объективная необходимость использования инновационной технологии обучения обусловлена перестройкой мышления молодежи и потенциалом игровых механик. Автор акцентирует внимание на особенностях технологий геймификации в получении профессиональных навыков. В статье выявлены специфические особенности применения различных элементов игровых технологий, исследуется влияние игровых элементов и стратегических игр на когнитивные способности, такие как аналитическое мышление и планирование. Автор рассматривает геймификацию как способ повышения мотивации и вовлеченности в обучении, что способствует личностному развитию обучаемых.
Цифровая трансформация системы образования на всех его уровнях способствует распространению среди студентов плагиата материалов, сгенерированных с помощью искусственного интеллекта, что приводит к ИИ-плагиату. В статье представлены результаты анализа анкетирования, проведенного среди студентов-бакалавров. Исследование направлено на выявление распространенности данного явления, понимание мотивов, а также оценку их отношения к последствиям использования ИИ-плагиата в учебной деятельности. Обнаружено, что прежде всего студенты прибегают к ИИ-плагиату, когда им необходимо продемонстрировать умение конспектировать, аннотировать, осуществлять сбор и сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям. Авторами выявлена зависимость использования искусственного интеллекта от уровня успеваемости и личных мотивов студентов. Среди наиболее значимых проблем, выявленных в процессе анализа результатов опроса, авторы выделяют: получение завышенных оценок, осознанный обман преподавателя. И, как следствие, выпуск неквалифицированных специалистов и снижение репутации вуза среди работодателей и абитуриентов.
Статья посвящена исследованию возможностей повышения эффективности изучения истории России иностранными студентами. Сформулированы социокультурные особенности туркменских студентов. Проанализированы плюсы и минусы изучения истории в группах студентов из разных стран. Сделан вывод, что при невысоком языковом барьере предпочтительна работа в группах, включающих студентов с различным культурным фоном. При невозможности такого взаимодействия необходимо учитывать национальные и социокультурные особенности студентов. Показано, что использование кросс-культурного подхода, применение интерактивных методов, современных информационных технологий, использование возможностей социально-культурной среды города и, в целом, контекста обучения будет способствовать формированию необходимых компетенций иностранных студентов.
В статье, продолжающей публикации автора по актуальным проблемам методики обучения обществознанию, рассматривается повышение учебной мотивации школьников в ходе обучения обществознанию средствами информационных технологий. Анализируются противоречия использования информационных технологий, а также эффективные методические приемы их реализации в обучении обществознанию. Автор подчеркивает, что формирование информационной культуры школьников является одним из важнейших элементов функциональной грамотности.
Статья рассматривает роль социальных сетей в процессе трансформации исторической памяти. Несмотря на ряд неоспоримых преимуществ новых медиа, таких как доступность разных форм коммуникации и увеличение доступности к объемам исторических источников, сети формируют нестабильную цифровую среду, которая может быть использована для формирования деструктивного восприятия исторической памяти. Рисками сетевого пространства выступают сегментация пользователей, слабый контроль государства и возможность контроля иностранными политическими субъектами, а также снижение роли представителей профессиональных сообществ. Трансформация исторической памяти происходит в несколько этапов: сегментация единого исторического пространства; акцент на недостатках существующих национальных исторических нарративов; создание и замещение исторической памяти государственными институтами. Помимо процессов деконструкции исторической памяти, параллельно для части общества обесценивается необходимость сохранения исторического знания как необходимого условия существования и развития народа и государства. В новых условиях цифровой эпохи необходима модернизация имеющихся подходов к сохранению и защите исторического прошлого с учетом новых вызовов, что в рамках текущей геополитической ситуации напрямую связано с сохранением суверенитета страны.
В статье анализируются результаты социологического исследования, направленного на осмысление роли преподавателей вуза в условиях продолжения специальной военной операции. Представлены результаты опроса студентов Курского государственного аграрного университета имени И. И. Иванова – приграничного вуза, на базе которого действует крупнейший в регионе пункт временного размещения жителей, отселенных из захваченных в результате вражеского вторжения территорий. Выявлены предпочтительные формы поддержки, которые студенты ожидают от преподавателя в новых условиях. Определены качества, которые студенты считают важнейшими для профессорско-преподавательского состава в обстановке повышенного напряжения и тревожности (выдержка, уверенность, эмоциональная стабильность, способность адаптироваться к изменениям и оказывать психологическую поддержку). В числе ожиданий студенческой молодежи – сохранение высокого уровня организации учебного процесса, запрос на обсуждение карьерных перспектив и адаптацию к рынку труда в новых условиях. Подавляющее большинство опрошенных отметило важность патриотического воспитания, которое выступает как инструмент формирования гражданской ответственности и национального самосознания.
В статье рассматривается одно из основных предназначений современного преподавателя – просветительская деятельность в контексте социальной миссии университета. В ходе исследования был применен эмпирический подход к сбору и систематизации данных, связанных с лексикографическим анализом понятий «просвещение» и «просветительская деятельность», изучены документы их правового регулирования.
Для рассмотрения понятия «просвещение» как некой прогрессивной социальной миссии, имеющей своей целью или результатом распространение передовых идей и знаний, автор употребляет термин «просветительство или «просветительская деятельность», а субъект данной активности называет «просветителем». Делается вывод о том, что главной ценностью университетского преподавателя как лектора-просветителя является академичность, достоверность и непредвзятость его знания. К числу сущностных характеристик просветительской деятельности можно отнести комплементарность действий лектора и слушателей лектория; диалоговый режим, формирование и развитие ценностных начал, выход за рамки аудиторной деятельности и охват внешней целевой аудитории. В качестве примера просветительской деятельности приводится работа просветительской площадки Волгоградского регионального отделения Российского общества «Знание» в городе Камышине на базе Камышинского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»
Статья рассматривает пациентоориентированность в современной медицинской культуре и российском обществе. Основным методом эмпирического исследования выступил контент-анализ. Корпус исследования составили научные статьи и тексты СМИ, посвященные пациентоориентированности. Особое внимание уделено дефинициям термина. Проведен опрос практикующих врачей. Исследователи отмечают несовпадение акцентов в репрезентации концепта в научных текстах и текстах Интернет-СМИ. В первом типе источника материала наблюдается фокусировка на организации помощи пациенту в государственных учреждениях. Во втором типе источников речь идет преимущественно об услугах в частных клиниках и ценностных признаках концепта – вежливости, уважении, дружелюбии и взаимопонимании. Опрос врачей подтвердил то, что пациент является центром рассматриваемой модели взаимодействия. Вместе с тем удалось выявить дифференциацию в понимании пациентоориентированности разными поколениями врачей. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что концепт «пациентоориентированность» в медицинской культуре и российском обществе в целом находится на этапе формирования.
В статье представлены результаты анализа ценностных ориентиров клинических ординаторов, принимавших участие в ликвидационных мероприятиях последствий чрезвычайной ситуации биологосоциального характера на примере пандемии COVID-19. Методом социологического опроса получены данные, согласно которым ранжированы значимые моральные ценности в условиях чрезвычайной ситуации: «терпеливость» (78,5 %), «добросовестность» (73,1%) и «человечность» (75,8 %), «сострадание» (54,3 %), «отзывчивость» (52,2 %) и «толерантность» (48,9 %), «честность» (47,3%) и «чувство долга» (48,9 %), «доброта» (34,4 %), «милосердие» (32,8%), «благородство» (18,8 %) и «самопожертвование» (16,1 %). Сделан вывод о том, что духовно-нравственный аспект культуры врача – многокомпонентная структура и складывается из моральных и профессиональных ценностей, трансформирующихся под воздействием внешних факторов, личностных качеств, идеалов, паттернов и традиций.
В статье описывается опыт Волгоградского музыкального театра по привлечению молодежи в театр. Описаны результаты анализа мотивации и посещаемости спектаклей держателями Пушкинской карты. Проведен анализ репертуарной политики театра в контексте создания спектаклей на основе литературной классики из школьной программы по литературе.
статье приведены результаты исследования межкультурной чувствительности в научной среде. Межкультурная чувствительность является неотъемлемым элементом эффективного межкультурного взаимодействия. Эмпирическое исследование проведено с использованием методики ICSI (Intercultural Sensitivity Inventory), в рамках которой выделяется пять шкал межкультурной чувствительности: вовлеченность во взаимодействие, уважение культурных различий, уверенность во взаимодействии, удовольствие от обще-ния, внимание к взаимодействию. Описаны этапы и результаты эмпирического исследования. Сформулированы выводы об особенностях межкультурной чувствительности для этнокультурных целевых сегментов белорусов, казахов, армян и кыргызов; о необходимости адаптации рекламно-информационных материалов научной организации под культурные особенности и предпочтения разных целевых групп.
Издательство
- Издательство
- ВолгГТУ
- Регион
- Россия, Волгоград
- Почтовый адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- Юр. адрес
- 400005, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 28.
- ФИО
- Навроцкий Александр Валентинович (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@vstu.ru
- Контактный телефон
- +7 (844) 2248115
- Сайт
- https://vstu.ru