В статье рассматривается роль больших языковых моделей (БЯМ) в развитии современных медиакоммуникаций, а также на основе отечественного и зарубежного опыта анализируются примеры их внедрения. Выделяется пять основных функций БЯМ: изменения в образовательной сфере и методологии поиска информации, модификация роли человека в создании медиатекста, воздействие на рынок труда и влияние на языковое устройство. Внедрение БЯМ повышает эффективность процессов, связанных с созданием медиаконтента, и тем самым стимулирует переосмысление традиционных подходов к работе в медиасфере. Но эффективное применение БЯМ требует соответствующих компетенций и навыков, а также понимания их ограничений и потенциала. На текущем этапе развития технологии основными сферами применения БЯМ являются обработка информации и генерация типовых текстов, однако их потенциал еще предстоит полностью раскрыть.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 659.1. Реклама
В то же время несправедливо было бы сказать, что БЯМ бесполезны для поиска фактов. Изменения в подходе к поиску информации – это еще одна функция БЯМ в развитии медиакоммуникаций. Во многие чат-боты уже встроен интернетпоиск, и при генерации фактической информации модель может показать ссылки на источники. Также есть другой способ реализации технологии, когда в поисковые системы встраиваются БЯМ. Например, «Нейро» от «Яндекса» – сервис, который объединяет возможности поиска и БЯМ – показывает список источников и синтезируют информацию из них. В некоторых подобных системах есть возможность искать только по академическим источникам. Найти информацию становится в разы проще, но при этом необходимость проверять информацию, конечно, не исчезает. Пересказанные данные из источников всегда требуют перепроверки, а выдача сильно зависит от алгоритмов поисковой системы, которая может быть ангажированной, но возможность работы со множеством источников, их фильтрация и выбор однозначно упрощают поиск.
Список литературы
1. Тихонова Е. В. ChatGPT в контексте научной коммуникации // Хранение и переработка сель-хозсырья. 2023. № 3. С. 8-12. DOI: 10.36107/spfp.2023.518
2. Суходолов А. П., Бычкова А. М., Ованесян С. С. Журналистика с искусственным интеллектом // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8, № 4. С. 647-667. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(4).647-667 EDN: LUQINS
3. Крашенинникова M. A., Барабанова А. А. Автоматизированный текст в современной российской медиапрактике // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 56-62.
4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. М.: КДУ, Добросвет, 2020. 180 с. DOI: 10.31453/kdu.ru.91304.0107 EDN: CQKWES
5. Трофимова С. С. Авторство в системе типоформирующих признаков медиатекста // Реклама, PR и медиа: современное состояние и перспективы развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 19 марта 2024 г. СПб.: Центр научно-информационных технологий “Астерион”, 2024. С. 299-304. EDN: SMCJVN
6. Мистюк Т. Л. Вопрос о причинах эволюции языка в современной лингвистике // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (11). С. 120-124. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2011_4_32.pdf (дата обращения: 24.08.2024). EDN: OKCODL
7. Величко М. А. Когезия и когерентность: особенности разграничения и определения понятий // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2016. № 4 (177). С. 39-43.
8. AI models collapse when trained on recursively generated data / I. Shumailov, Z. Shumaylov, Y. Zhao [et al.] // Nature. 2024. Vol. 631. P. 755-759. DOI: 10.1038/s41586-024-07566-y EDN: LSBXZY
9. Hagendorff T., Fabi S., Kosinski M. Thinking Fast and Slow in Large Language Models // arXiv. URL: https://arxiv.org/abs/2212.05206 (дата обращения: 05.08.2024).
10. Reasoning or Reciting? Exploring the Capabilities and Limitations of Language Models Through Counterfactual Tasks / Z. Wu, L. Qiu, A. Ross [et al.] // arXiv. URL: https://arxiv.org/abs/2307.02477 (дата обращения: 27.07.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сферы культуры и журналистики традиционно объединяли людей, для которых среди главных задач были отражение действительности и возможность самореализации. Одним из способов мотивации работников творческого труда являются профессиональные конкурсы. В настоящее время наблюдается рост популярности таковых для медиаспециалистов, задействованных в сфере культуры. Конкурсы играют важную роль в развитии и улучшении состояния культуры и журналистики, выявлении талантливых и перспективных специалистов, дополнительно стимулируют креативность, инновации и профессионализм, а также способствуют обмену опытом и знаниями. В статье предпринимается попытка продемонстрировать на примере двух масштабных конкурсов, что их результаты не только имеют узкопрофессиональную значимость, но и важны для граждан и государства в целом и отражают положительные изменения в сознании общества.
Современные произведения детективного жанра в литературах народов России, с одной стороны, продолжает традиции родных литератур, транслируя и раскрывая элементы национальной культуры, быта, верований, с другой стороны, русскоязычное творчество значительно расширяет читательскую аудиторию, а сами произведения соответствуют современным тенденциям российской литературы (прием визуализации, сценарная природа текста, использование социальных сетей и т. д.). В данном контексте в центре нашего научного внимания детективные романы современных русскоязычных писателей: «До февраля» (2023) татарского писателя Ш. Ш. Идиатуллина и «Холодные глаза» (2022) аварского писателя И. И. Ханипаева, в которых обнаруживаются как художественные черты современной литературы (историзм, фотографичность, визуализация и т. д.), так и элементы национальной культуры, религии, менталитета народов Российской Федерации, а также поднимаются острые вопросы современности национальной культуры (незнание языков, плохое знание этнокультурных, конфессиональных особенностей и национально-культурной специфики и др.).
Статья посвящена «маленькой поэме» С. А. Есенина «Мой путь». Отличительная черта художественной автобиографии писателя - соотношение правды и вымысла, то есть документального и художественного начал, что в полной мере являет поэтическая биография Есенина: в ретроспективном повествовании лирический герой подводит итоги прожитому, прослеживая основные этапы жизненного пути и становления своей творческой личности. Анализируется история создания «маленькой поэмы», вписанной в общий контекст творчества поэта. Общий замысел переоценки прошедшего и обдумывания новой жизни, а также явное композиционное и стилевое сходство объединяют поэму с «Русью уходящей», «Русью бесприютной» и другими произведениями поэта. Концепция пути как возвращения стала формой выражения самых сокровенных раздумий и переживаний Есенина, в том числе и в его поэтической биографии. Если мотив возвращения на родину в некоторых произведениях поэта связан с образом собаки, то здесь - с образом кобылы. В финальных строках мотив возвращения на родину связывается с надеждой на вдохновение и обновление.
Цель работы - выявить типологические свойства героя предвоенного поколения, представленного в повестях «Двое на камне» Л. Д. Ржевского и «До свидания, мальчики!» Б. И. Балтера. Научная новизна исследования состоит в отсутствии сопоставительного анализа данного типа героя в прозе советских авторов и эмигрантов второй волны. В результате установлено, что, несмотря на имевшиеся идеологические расхождения между авторами, герой предвоенного поколения у Л. Д. Ржевского и Б. И. Балтера обладает целым рядом сходных черт (ощущение свободы и преодоление попыток ее ограничения; удивительно обостренное восприятие времени; стремление к правде и повышенная ранимость в личных отношениях). Несходство судеб главных героев (лагеря Ди-Пи у Ржевского, война и послевоенные реалии СССР) не отменяет внутреннего родства, что подтверждает тезис о внутреннем единстве русской советской и русской зарубежной литературы, что выводит на знаковую для современного литературоведения проблему поиска аксиологических констант, обеспечивавших единство русской литературы вопреки идеологическим и политическим потрясениям XX в.
Статья посвящена важному явлению американской литературы середины XX в. - исповедальной поэзии. В центре внимания находится становление поэтической школы. Прослеживается предваряющий контекст, предшествовавший появлению школы. Рассматриваются творческие пути Роберта Лоуэлла, объединившего бостонских поэтов, в том числе Сильвии Плат и Энн Секстон.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011