Статья посвящена «маленькой поэме» С. А. Есенина «Мой путь». Отличительная черта художественной автобиографии писателя - соотношение правды и вымысла, то есть документального и художественного начал, что в полной мере являет поэтическая биография Есенина: в ретроспективном повествовании лирический герой подводит итоги прожитому, прослеживая основные этапы жизненного пути и становления своей творческой личности. Анализируется история создания «маленькой поэмы», вписанной в общий контекст творчества поэта. Общий замысел переоценки прошедшего и обдумывания новой жизни, а также явное композиционное и стилевое сходство объединяют поэму с «Русью уходящей», «Русью бесприютной» и другими произведениями поэта. Концепция пути как возвращения стала формой выражения самых сокровенных раздумий и переживаний Есенина, в том числе и в его поэтической биографии. Если мотив возвращения на родину в некоторых произведениях поэта связан с образом собаки, то здесь - с образом кобылы. В финальных строках мотив возвращения на родину связывается с надеждой на вдохновение и обновление.
Идентификаторы и классификаторы
Являясь поэтической биографией поэта, «Мой путь» вписан в общий контекст есенинского творчества. Общий замысел переоценки прошедшего и обдумывания новой жизни, а также явное композиционное и стилевое сходство объединяют поэму с другими «маленькими поэмами» Есенина – «Русью уходящей» и «Русью бесприютной» (обе – 1924). Как справедливо отмечал В. Г. Базанов, есенинская поэма – это «взгляд в будущее и в то же время оглядка на прошлое», в ней «многообразие жизненных впечатлений (этнография, фольклор, психология)» [19, с. 47]. Здесь в ретроспективном повествовании лирический герой поэта подводит итоги прожитому, прослеживая основные этапы жизненного пути и становления своей творческой личности: «Стихи мои, / Спокойно расскажите / Про жизнь мою» [15, т. 2, с. 159]. Приведенные строки вполне совпадают с признанием Есенина в автобиографическом наброске «О себе» (октябрь 1925 г.): «Что касается <…> автобиографических сведений, они в моих стихах» [15, т. 7, кн. 1, с. 20]. Поэтическая искренность автора подчеркнута метафорой «Всю душу выплещу в слова» (ср. со словами Есенина о национальном орнаменте в «Ключах Марии» (1918), который «так и остался невыплеснутым») [15, т. 2, с. 161].
Список литературы
1. Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 578 с.
2. Василевский А. Л. Основания биографики. Киев: Научная мысль, 1993. 110 с.
3. Ушакова Е. В. Литературная биография как жанр в творчестве П. Акройда: дис.. канд. филол. наук. М., 2001. 195 с. EDN: QDJIAX
4. Болдырева Е. М. Автобиографизм и автобиография: самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 242-251. EDN: ZFJEQP
5. Гром К. Н. Роман-биография в творчестве Стефана Цвейга: дис. канд. филол. наук. Ташкент, 1983. 202 с. EDN: NPCYIR
6. Лопатина В. Д. Жанр литературной биографии в современной английской прозе: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1983. 16 с.
7. Шубина А. В. Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда: дис. канд. филол. наук. СПб, 2009. 183 с. EDN: QENKMT
8. Дубкова М. В. Трансформация жанра биографии в творчестве П. Акройда: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2015. 25 с. EDN: ZPTCVH
9. Потницева Т. Н. Биография как жанр английской литературы XVIII-XIX вв.: автореф. дис. д-ра филол. наук. Днепропетровск, 1993. 34 с. EDN: ZLIPWX
10. Полонский В. В. Биографический жанр в творчестве Д. С. Мережковского 1920-1930-х годов: автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1998. 26 с. EDN: ZIRNPB
11. Холиков А. А. Писательская биография: жанр без правил // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 41-62. EDN: JVNSEJ
12. Холиков А. А. Биография писателя как теоретико-литературная проблема (на материале жизни и творчества Д. С. Мережковского с 1865 по 1919 год): автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2009. 23 с. EDN: ZNXGMZ
13. Летопись жизни и творчества С. А. Есенина: в 5 т. / гл. ред. Ю. Л. Прокушев. М.: ИМЛИ РАН, 2003-2018. Т. 5. Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2013. 832 с.
14. Бебутов Г. О Сергее Есенине // Литературная Грузия. Тбилиси, 1968. № 10. С. 90-94.
15. Есенин С. ПСС: в 7 т. (9 кн.) / гл. ред. Ю. Л. Прокушев. М.: Наука: Голос, 1995-1999.
16. Субботин С. И. Комментарии // Есенин С. ПСС: в 7 т. (9 кн.). Т. 2. С. 452-453.
17. Наседкин В. Ф. Последний год Есенина // С. А. Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. / под ред. А. В. Козловского. М.: Художественная литература, 1986. Т. 2. С. 303-312.
18. На вахте. М., 1925. № 218. 24 сентября.
19. Базанов В. Г. Об одном стихотворении // Есенин и русская поэзия. Л.: Наука, 1967. С. 46-55.
20. Пяткин С. Н. Исповедальность как выражение национального мироощущения в лирике Есенина 20-х годов // Наследие Есенина и русская национальная идея: Современный взгляд / отв. ред. О. Е. Воронова, А. Н. Захаров. М. - Рязань - Константиново, 2005. С. 129-148. EDN: UJKPCN
21. Захаров А. Н. Есенин как философский поэт // Столетие Сергея Есенина: междунар. симпозиум. Вып. 3 / ред.-сост. А. Н. Захаров, Ю. Л. Прокушев. М.: Наследие, 1997. С. 35-56.
22. Хазан В. И. Проблемы поэтики С. А. Есенина. М.-Грозный, 1988. 187 с.
23. Швецова Л. К. Сергей Есенин и Андрей Белый // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. 1985. Т. 44, № 6. С. 535-547.
24. Савченко Т. К. Искусство женского портрета в лирике Есенина: некоторые наблюдения // Сергей Есенин и искусство / отв. ред. О. Е. Воронова. М. - Рязань - Константиново, 2014. С. 76-98. EDN: SWBIVT
25. Щербаков С. А. Образы ржи и овса в произведениях Есенина // Поэтика и проблематика творчества С. А. Есенина в контексте Есенинской энциклопедии / отв. ред. О. Е. Воронова. М. - Рязань - Константиново: Лазурь, 2009. С. 132-143. EDN: RXKAKJ
26. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель, 1989. 304 с.
27. Бельская Л. Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство С. Есенина. М., 1990. 144 с.
28. Савченко Т. К. Поэтическая интонация в творчестве С.А. Есенина (на примере цикла “Персидские мотивы” и “маленькой поэмы” “Мой путь”) // Вестник славянских культур. 2023. № 69. С. 189-202. EDN: BLMOWN
Выпуск
Другие статьи выпуска
Сферы культуры и журналистики традиционно объединяли людей, для которых среди главных задач были отражение действительности и возможность самореализации. Одним из способов мотивации работников творческого труда являются профессиональные конкурсы. В настоящее время наблюдается рост популярности таковых для медиаспециалистов, задействованных в сфере культуры. Конкурсы играют важную роль в развитии и улучшении состояния культуры и журналистики, выявлении талантливых и перспективных специалистов, дополнительно стимулируют креативность, инновации и профессионализм, а также способствуют обмену опытом и знаниями. В статье предпринимается попытка продемонстрировать на примере двух масштабных конкурсов, что их результаты не только имеют узкопрофессиональную значимость, но и важны для граждан и государства в целом и отражают положительные изменения в сознании общества.
В статье рассматривается роль больших языковых моделей (БЯМ) в развитии современных медиакоммуникаций, а также на основе отечественного и зарубежного опыта анализируются примеры их внедрения. Выделяется пять основных функций БЯМ: изменения в образовательной сфере и методологии поиска информации, модификация роли человека в создании медиатекста, воздействие на рынок труда и влияние на языковое устройство. Внедрение БЯМ повышает эффективность процессов, связанных с созданием медиаконтента, и тем самым стимулирует переосмысление традиционных подходов к работе в медиасфере. Но эффективное применение БЯМ требует соответствующих компетенций и навыков, а также понимания их ограничений и потенциала. На текущем этапе развития технологии основными сферами применения БЯМ являются обработка информации и генерация типовых текстов, однако их потенциал еще предстоит полностью раскрыть.
Современные произведения детективного жанра в литературах народов России, с одной стороны, продолжает традиции родных литератур, транслируя и раскрывая элементы национальной культуры, быта, верований, с другой стороны, русскоязычное творчество значительно расширяет читательскую аудиторию, а сами произведения соответствуют современным тенденциям российской литературы (прием визуализации, сценарная природа текста, использование социальных сетей и т. д.). В данном контексте в центре нашего научного внимания детективные романы современных русскоязычных писателей: «До февраля» (2023) татарского писателя Ш. Ш. Идиатуллина и «Холодные глаза» (2022) аварского писателя И. И. Ханипаева, в которых обнаруживаются как художественные черты современной литературы (историзм, фотографичность, визуализация и т. д.), так и элементы национальной культуры, религии, менталитета народов Российской Федерации, а также поднимаются острые вопросы современности национальной культуры (незнание языков, плохое знание этнокультурных, конфессиональных особенностей и национально-культурной специфики и др.).
Цель работы - выявить типологические свойства героя предвоенного поколения, представленного в повестях «Двое на камне» Л. Д. Ржевского и «До свидания, мальчики!» Б. И. Балтера. Научная новизна исследования состоит в отсутствии сопоставительного анализа данного типа героя в прозе советских авторов и эмигрантов второй волны. В результате установлено, что, несмотря на имевшиеся идеологические расхождения между авторами, герой предвоенного поколения у Л. Д. Ржевского и Б. И. Балтера обладает целым рядом сходных черт (ощущение свободы и преодоление попыток ее ограничения; удивительно обостренное восприятие времени; стремление к правде и повышенная ранимость в личных отношениях). Несходство судеб главных героев (лагеря Ди-Пи у Ржевского, война и послевоенные реалии СССР) не отменяет внутреннего родства, что подтверждает тезис о внутреннем единстве русской советской и русской зарубежной литературы, что выводит на знаковую для современного литературоведения проблему поиска аксиологических констант, обеспечивавших единство русской литературы вопреки идеологическим и политическим потрясениям XX в.
Статья посвящена важному явлению американской литературы середины XX в. - исповедальной поэзии. В центре внимания находится становление поэтической школы. Прослеживается предваряющий контекст, предшествовавший появлению школы. Рассматриваются творческие пути Роберта Лоуэлла, объединившего бостонских поэтов, в том числе Сильвии Плат и Энн Секстон.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011